Техника - молодёжи 1983-11, страница 59

Техника - молодёжи 1983-11, страница 59

Бывает ofte такое!

I Рели

твии техники

Логике вопреки Трамвай

Можно ли из неправильных предпосылок прийти к верным результатам? Конечно, нет. И все же такие случаи бывают. Вот один пример из истории науки.

Выдающийся отечественный ученый Г. В. Рихман (1711—1753) в одной из работ, посвященных исследованиям электричества, писал: «Я не питаю решительно никаких надежд на создание теории, с помощью которой все явления электричества могли бы быть объяснены так, чтобы не оставалось больше никаких сомнений; я изложу свои размышления только для того, чтобы, может быть дать другим, более способным, заложить основы такой теории, средство приблизиться к цели...»

Далее он излагает свою гипотезу.

«Мне очень трудно понять отрицательное электричество, если только не принять, как в механизме, что движение материи в противоположном направлении есть движение отрицательное».

Это предположение, мягко выражаясь, далено отстоит от истины, но вот какие из этого допущения делает выводы Рихман: «По обе стороны от мушенброковой банки (первая конструкция конденсатора. — Б. X.), производящей электрические колебания, частицы тонкой материи, возможно, будут приводиться во вращательное движение в противоположных направлениях, ибо по одну сторону от банки электричество выходит, а по другую — поступает; вот почему возможно, что, вза-. имно сталниваясь друг с другом, они станут приближаться к покою и, таним образом, электричество начнет уменьшаться». Короче, здесь описан разряд конденсатора с затухающими колебаниями, то есть тот процесс, который впоследствии дал толчок развитию радиотехники. И ничего здесь не было бы необычного, если бы не дата написания этих строк — 1752 год!

Лишь 90 лет спустя американский физик Дж. Генри установил, что разряд конденсатора представляет собой колебательный процесс. И только в 1858 году В. Фед-дерсену с помощью вращающегося зеркала и фотосъемки удалось изучить эти колебания. Полученные данные, а также теоретические разработки В. Томсона позволили Г. Р. Герцу и А. С. Попову создать первые работающие радиоустановки.

Б. ХАСАПОВ г. Новороссийск

из прошлого

В январе 1882 года в Ри> ге был подписан договор с генеральным консулом

Швейцарии в России, известным инженером Э. Дюпоном, об устройстве конки. Вагоны для нее стали изготавливать здесь же, на Руссно-Балтийском вагонном заводе. Газета «Балтилс Вестнесис» в номере от 21 мая писала: «Сегодня начаты работы на нонной железной дороге из внутренней Риги к Большой водокачке». Всноре дорога вступила в строй и просуществовала около 20 лет. А в 1901 году на смену конке пришел элентричесний трамвай...

Когда рижане готовились отметить 100-летие своего трамвая, родилась идея построить «ретровагон» образца именно 1901 года.

После долгих поисков удалось разыскать далеко, не полный номплект чертежей. Фотоснимни внешнего вида вагона нашлись в некоторых семейных альбомах. В архитектурном управлении горисполкома было обнаружено его цветное изображе-

А,осъе эрудите

При изучении неметрических мер массы обращает на себя внимание один странный факт: тонны, применяемые в Англии, гораздо «тяжелее» тонн, используемых в США. Так, английсная длинная тонна равна 1016,05 кг, а американская короткая тонна — всего лишь 907,185 кг. Эти необычные тонны обязаны своим происхождением королю Эдуарду I (1272 — 1307) — автору одного из самых непонятных английских законов. В этом памятном указе он

ние. Построить вагон, располагая только половиной его чертежей, не имея изображения отдельных деталей, — дело довольно трудное. Но это не остановило группу энтузиастов Риж-сного трамвайно-троллейбус-ного управления, ноторую возглавил ветеран труда, начальник аварийно-восста-новительной службы Трофим Дроздов. Его мы и попросили поделиться своими воспоминаниями. Он рассказывает:

— Ответственным за постройку вагона был назначен мой заместитель Вилис Гавриленко. Первым делом решили попытаться разыскать в наших депо какие-либо детали и узлы от старых трамваев. И сразу же крупно повезло — нашли моторную тележку, похожую на первые модели, в старом, списанном вагоне, использовавшемся для хозяйственных нужд. Ее осталось только реставрировать. Одновременно дали объявление в газету. Опять повезло. Нам сообщили, что на Рижской киностудии находится проржавевший, наполовину перестроенный ва-

«истинную весовую сотню», равную 100 фунтам, приказывал упразднить и вместо нее принять новую весовую сотню в 112 фунтов. А чтобы облегчить переход от старой меры к новой, он предписал временно пользоваться весовой сотней в 108 фунтов! Тан семьсот лет назад появилась длинная тонна, равная 20 эдуардов-ским сотням, или 2240 фунтам, и вознинла великая путаница, небезвыгодная английсним купцам, которые норовили покупать уголь длинными тоннами, а продавать — короткими, по 2000 фунтов в каждой.

гон. В нем сохранился осно-лок стекла вентиляционной форточки с орнаментом. По этому образцу наш художник сделал шаблон, с помощью которого витражисты комбината «Максла» изготовили копии таких форточек. Второй, почти потерявший свой первоначальный вид вагон отыскался в одном частном доме в Задвинье. Рачительные хозяева держали в нем кур и кроликов. В вагоне сохранились некоторые сложные латунные детали, например основы ламповых куполов, обрамление дверного отверстия, через которое кондуктор продавал билеты сидящим в салоне пассажирам, некоторые кронштейны.

Много сложностей доставило изготовление недостающих деталей. Удобные кожаные петли, свисавшие в старых трамваях, еще хорошо помнили старожилы. Их пошили для нашего «старичка» на «Сомдарисе».

Конечно, нам пришлось нелегко. Зато сейчас полюбоваться старым трамваем да и прокатиться на нем приходит много людей. В салоне 21 посадочное место. Столько экскурсантов нового маршрута «Ретротрам-вай» вмещает вагон. Первый, кто встречает желающих ощутить «аромат минувшего», водитель Лаймо-нис Виткус, одетый в старинную форму. Три раза в день отправляется он в путь по улицам старой части Риги.

В. ЕГОРОВ

Фото автора

монархическим правительством». Что же касается известного английсного философа Г. Спенсера, то он даже написал брошюру, которая так и называлась — «Против метрической системы». В ней он писал: «Десять тысяч человек хотят заставить двадцать миллионов менять свои привычки. Эти десять тысяч — ученые (и притом не все), торговые палаты и некоторые профсоюзы; а двадцать миллионов — это все мужчины и женщины Англии!»

Нений Лейзен — автор учебника по арифметике, вышедшего в Париже в 1897 году, — утверждал, что простота метрической системы неизбежно повлечет за собой ослабление дисциплины на уроках и тем самым замедлит у школьников развитие математических способностей. А берлинсного астронома Боде метричесная система не устраивала совсем по другой причине: упорно отказываясь публиковать в своем журнале материалы о ней, он мотивировал это ни много ни мало нак тем, что «имеет честь и счастье жить в стране с

О величайших трудностях в развитии международной торговли, порождаемых различием в системах мер, можно судить по тому факту, что в конце XVIII века словом «фунт» обозначалась 391 единица веса, а словом «фут» — 282 различные единицы длины. Даже в такой промышленно развитой стране, как Англия, национальная система мер была такой запутанной, что известный ученый лорд Кельвин (1824—1907) как-то сказал о ней: «Она была бы самой нелепой из всех, если бы английская монетная система не была еще более нелепой!»

Л. АЛЕКСАНДРОВ