Техника - молодёжи 1983-12, страница 17

Техника - молодёжи 1983-12, страница 17

В этом институте С. Синицын занимался проблемой увеличения производства продажи государству высококачественного зерна пшеницы. По результатам исследовательских работ его и пригласили в СибНИИСХоз. Нет, не переманивали способного ученого, а предложили приблизиться к его же конечной цели, осуществить на практике научный замысел. Сотрудники лаборатории технологии зерна установили тесные связи с опытно-производственными, базовыми хозяйствами, которые были созданы в области специально для зональной апробации научных разработок, и приступили к стыковке своих теоретических выкладок с практикой хлеборобов.

Чтобы поднять плодородие почвы, ученые в свое время рекомендовали перейти на севооборот с чистым паром. Преимущества такого севооборота неоспоримы. Это доказал в Казахстане академик А. И. Бараев. Синицын же подтвердил необходимость применения чистого пара в сельскохозяйственном производстве Омской области для увеличения производства сильного зерна, имеющего повышенное содержание белка и особые физико-коллоидные свойства теста («силу»).

Таким образом, сотрудники отдела земледелия института, который возглавил Николай Милащенко, разрабатывали рекомендации, как повысить культуру земледелия в раз-личнчх природных зонах области для получения высоких урожаев пшеницы, а лаборатория технологии зерна вносила в эти рекомендации коррективы, как выращивать зерно высококачественное.

Здесь следует остановиться вот на каком моменте.

В связи с тем что большое влияние на качество зерна пшеницы оказывают выбор предшественников, внесение удобрений, сроки посева и уборки, время и способы обработки почвы, на разных полях хозяйства вызревают колосья с различным качеством зерна. Исследования показали, что прогнозировать качество зерна по предшественникам с выполнением всех агротехнических мероприятий, предписанных технологией земледелия, — дело малонадежное. Хотя по всем расчетам хлеборобы в ряде хозяйств области ожидали получить на своих полях сильную пшеницу с содержанием клейковины не ниже 28%, но дело выглядело не так оптимистично. На разных полях встречались партии как высококачественного зерна, так и с меньшим содержанием клейковины.

Многие хозяйства, не определяя качества зерна по отдельным полям, смешивали его при уборке на току. В результате снижалось его

качество. И хозяйства теряли возможность выгодно продать лучшие партии зерна, несли убытки, не выполняли планов продажи государству мягкой, сильной и твердой классной пшеницы. В конечном счете (а это явление носило массовый характер) убытки несли районы, области, целые регионы, например Западно-Сибирский, Восточно-Сибир-ский и другие.

Такую практику смешивания разнокачественного зерна в немалой степени оправдывало как отсутствие навыков, так и самой технологии определения качества партий зерна в уборочный период. Поэтому даже те хозяйства, где была высокая агротехническая культура земледелия, не могли получать сполна причитающейся им солидной надбавки за производство высококачественного зерна.

Сотрудники лаборатории, возглавляемой С. Синицыным, в творческом содружестве с коллективом совхоза «Сибиряк» Русско-Полян-ского района разработали и с помощью областных и районных партийных и сельскохозяйственных органов широко внедрили рациональную систему выявления, формирования и продажи государству различных категорий зерна — сильного, ценного и твердого. А суть этих усилий заключалась в том, чтобы научить хлеборобов самим определять качество выращиваемого ими зерна. Прежде всего пришлось преодолеть психологический барьер и убедить хозяйства, что создание своих лабораторий анализа качества пшеницы им только на руку. А то, что это дело несложное, С. Синицын и его коллеги демонстрировали в школах передового опыта. Они убеждали, что колхозам и совхозам необходимо не только выращивать сорта сильной, ценной и твердой пшеницы из-за весьма выгодных надбавок к продажной цене за качество, но и браться за грамотную продажу зерна по партиям качества.

Престиж и материальный стимул сыграли свою роль. Об этом свидетельствует статистика. Если в 1974 году Омская область заготовила 0,1 тыс. т сильного зерна, то четыре года спустя — 361,8 тыс. т.

Всего за годы десятой пятилетки область заготовила 1113,1 тыс. т сильного зерна, перевыполнив пятилетнее задание. За этот же период заготовлено около 3 млн. т ценной пшеницы. Общая сумма прямых доплат за качество зерна пшеницы составила в 10-й пятилетке 70 млн. рублей. Многолетняя работа лаборатории технологии зерна увенчалась успехом.

По словам ученых, достигнутый Омской областью уровень заготовки сильной пшеницы не предел.

Для этого необходимо и дальше совершенствовать технологию его выращивания, продолжать повсеместно внедрять получившую название «Омской» систему выявления, формирования и продажи государству высококачественной пшеницы, которую разработали кандидаты биологических наук С. Синицын, научный сотрудник его лаборатории Ю. Колмаков и директор совхоза «Сибиряк» И. Назаров. Необходимо также внедрить в сельскохозяйственное производство новые сорта пшеницы с большим содержанием белка. Задача эта сложная, но и ее в СибНИИСХозе сейчас решают.

СЕЛЕКЦИОНЕРЫ

...Между двумя зданиями института всю долгую зиму ярко светятся теплицы. Это хозяйство созданного в начале 70-х годов селекционного центра института. В нем с самого начала упор делался на приживание на омской земле высококачественных сортов сильной и твердой пшеницы, без добавок которых нельзя испечь хорошего душистого и вкусного хлеба.

В этих теплицах по ускоренной программе селекционеры выращивают на делянках новые сорта пшеницы. Они проходят многоступенчатую отбраковку, поднимаясь выше и выше по своим качественным показателям. Теплица сокращает многолетний труд ученых, дает возможность большему числу сортов пройти проверку. Владимир Зыкин, заведующий лабораторией селекции яровой пшеницы, коротко сказал:

— От нас ждут быстрых результатов, поэтому мы работаем по ускоренной программе, получая в теплице по два урожая за осенне-зимний период.

Молодой экспериментатор-селекционер Владимир Зыкин слывет оптимистом. «Иначе нельзя», — говорит он, и резюмирует: «Мы неудачники-удачники». Скрещивая колос с колосом из сортов с разными свойствами, селекционеры получают гибридные зерна улучшенных свойств. Затем их популяции высеваются в гибридном питомнике и из урожая выбирают элитные колосья. Это родоначальники селекционного питомника первого года (СП-1). А объем его колоссальный— 30 тысяч генетически константных линий. После тщательной браковки их остается всего лишь полторы тысячи. Так что можно представить, насколько кропотлив этот труд. Но и это не конец работы. Далее следует СП-2. А завершается отбор его урожая тем, что попадают «счастливчики» в контрольный питомник. Из него лу чших представителей 10—15 генетических линий направляют на трехгодичное конкурсное сортоиспытание. И лишь

15