Техника - молодёжи 1983-12, страница 27

Техника - молодёжи 1983-12, страница 27

ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛО?

ления. К нам пришли: писатель и исследователь В. А. Сытин, помощник JI. А. Кулика, руководителя первых тунгусских экспедиций 1927—1928 годов; писатель-фантаст

A. П. Казанцев, первым высказавший гипотезу об атомной природе тунгусского взрыва; доцент МАИ Ф. Ю. Зигель, отдавший многие годы исследованиям загадочных явлений на Земле и в космосе;

B. А. Кошелев, руководивший экспедицией, организованной по инициативе Главного конструктора

C. И. Королева; А. В, Золотов, посвятивший четверть века изучению тунгусской загадки, организатор многочисленных экспедиций, и др.

Дискуссия, проведенная в рамках клуба, носила дружеский, конструктивный характер. Ее цель — подвести некоторые итоги и с известной дистанции трезво и объективно обсудить все «за» и «против» существующих научных гипотез. Мы публикуем краткое изложение состоявшейся дискуссии.

Ф. ЗИГЕЛЬ. Хотел бы сразу отметить, что одно дело высказать ка-кую-либо «безумную» идею и совсем другое дело — эту идею поддержать. Так вот, «Техника — молодежи» с самого начала поддерживала неортодоксальную точку зрения на тунгусское явление. Прекрасно помню, как, когда мы проводили в Московском планетарии лекции «Загадка Тунгусского метеорита», к нам пришли представители редакции и предложили свою посильную помощь.

Многие считают, что объяснить — это значит свести неизвестное к известному. Но всегда ли это правиль

но? Ведь если, скажем, о многих основополагающих научных истинах сто лет назад просто не подозревали, то разве отсюда не следует, что есть много вещей, о которых наука пока не догадывается, но которые станут для нее фундаментальными через сто лет? И поэтому наивными кажутся высказывания некоторых ученых — не только зарубежных, но и советских, — что, мол, «наука близка к своему завершению».

А что касается непосредственно тунгусского явления, то вся история вокруг него началась в 1921 году, когда Л. А. Кулик впервые увидел упоминание о «метеорите» 1908 года в каком-то календаре и оно его потрясло. А вторично он был потрясен, когда сам оказался на месте взрыва. Потом последовали еще три экспедиции. Так это начиналось.

А. КАЗАНЦЕВ. Для меня это началось в 1945 году, сразу после войны, когда мы встретились с В. А. Сытиным.

сказы Александра Петровича «Взрыв» и «Гость из космоса», в которых впервые излагалась версия воздушного ядерного взрыва в тунгусской тайге. А что я ему рассказал в тот памятный день? Просто о своих непосредственных впечатлениях о районе катастрофы. Когда я оказался там впервые, во второй экспедиции Кулика, картина меня поразила. Представьте себе пологие конические горы, окружающие этаким цирком обширную заболоченную долину — ее диаметр составлял 30— 40 км. Все эти сопки голые, они покрыты мертвым поваленным лесом. Причем деревья повалены в радиальном направлении, вывал радиальный, будто деревья валило что-то находящееся в центре долины. Ходить по этому лесоповалу было трудно: за несколько часов удавалось пройти лишь несколько километров, не более. Выматывались. И не только физически. Эта страна мертвого леса производила впечатление безжизненности. Здесь не было ни людей, ни зверей, ни птиц. Эвенки ушли отсюда

В. СЫТИН. Наша беседа дала неожиданный для меня результат — через некоторое время появились рас

С этим болотом связывались надежды найти метеорит.

Пока же остается считать, что грандиозная природная катастрофа зафиксировалась лишь в разрушениях ландшафта в труднодоступном районе катастрофы и в памяти народа. Причем темные, запуганные шаманами эвенки, или, как их тогда называли, тунгусы, сразу же поверили, что видели сошествие на Землю огненного бога Огды, и откочевали подальше от страшного места, а кое-что знавшие из астрономии образованные наблюдатели посчитали, что видели хотя и огромный, но обычный болид, о чем некоторые из них даже сообщили по начальству. Такую же оценку событию дала и местная пресса, отозвавшаяся на него многочисленными более или менее подробными репортажами о полете ТМ и сопровождавших его аномальных атмосферных явлениях, написанными со слов очевидцев.

В те же сутки европейские астрономы, еще ничего не знавшие о ТМ, были удивлены необычным свечением ночного неба, помешавшим им производить запланированные наблюдения. Француз Руа и немец Вольф даже высказали в печати предположение, что 30 июня Земля соприкоснулась с кометным веществом. Это

свечение неба и необычайно яркие зори продолжались 1 и 2 июля.

Поскольку падение ТМ не имело для человечества практически никаких хороших или плохих последствий, разговоры и публикации о нем стали быстро сходить на нет. Лишь иногда оно всплывало, оттесненное великими социальными событиями последующих лет, на страницах журналов и календарей, под пером какого-нибудь искателя сенсаций.

1911 ГОД. Омское управление шоссейных и водных дорог направило на поиски ТМ экспедицию под руководством своего сотрудника В. Я. Шишкова. Экспедиция прошла далеко от эпицентра взрыва, но наткнулась в районе Нижней Тунгуски на другой огромный вывал леса, происхождение которого однозначно связать с падением метеорита не удалось. Легенда о таинственной экспедиции, достигшей места падения ТМ, видимо, не связана с экспедицией Шишкова, поскольку в отчете последнего, погибшего в блокадном Ленинграде, не упоминалось ни о свечении поваленного леса, ни о целебном озере, появившемся на месте удара метеорита, ни о других необычных явлениях. Об этом

же не говорится и в художественных произведениях Шишкова, ставшего в дальнейшем известным писателем.

1921 ГОД. Оторвав листок календаря, 38-летний геофизик, ученик и сотрудник В. И. Вернадского по Минералогическому музею Академии наук Л. А. Кулик, увлеченный изучением метеоритов н пополнением их музейной коллекции, впервые узнал о наблюдавшемся в Енисейской губернии необыкновенно большом болиде и сразу же загорелся мечтой найти место его падения и сделать сам метеорит достоянием науки.

Возглавив специальную экспедицию 1921—1922 годов по проверке поступивших в Академию наук сообщений о падении метеоритов, Кулик в специальном железнодорожном вагоне объехал почти полстраны, проделав путь в 20 тыс. км, и привез ценнейшую добычу в виде десяти метеоритов общей массой 77 кг. В этой же экспедиции он собрал много распространявшихся народной молвой сведений о грандиозных событиях, произошедших в тунгусской тайге 13 лет назад, и составил себе представление, где следует искать большой сибирский метеорит 1908 года.

НАШИ ДИСКУССИИ