Техника - молодёжи 1984-01, страница 4Время уверенно идет вперед. Совершенно незаметно мы очутились на пороге третьего тысячелетия. Совсем недавно XXI век казался далеким будущим, сегодня его отделяют or нас считанные годы. Уходящий в прошлое XX век был насыщен яркими всплесками крупнейших событий в истории человечества. Главные из них —это две революции, потрясшие основы цивилизации. Великая Октябрьская революция проложила новые пути социального развития общества. Научно-техническая революция неотвратимо преображает не только материальную сторону человеческой жизни, но и человеческое сознание. Тысячелетиями человек обитал на двухмерной поверхности земного шара; теперь он уверенно шагнул в третье измерение — в космическое пространство. На протяжении многих столетий практически единственным источником энергии был огонь; ныне все большую долю наших энергетических нужд удовлетворяет жар атомных реакторов. Велики достижения кибернетики и генетики. Недалеко время, когда человек сможет создавать нужные ему новые виды растений и животных. Влияние двух революций — социальной и нвучно-технической — уверенно распространяется и на область искусства. Советское искусство — самое прогрессивное в мире, ибо отражает социалистические изменения в истории человечества. А ныне в него активно вторгается то, что несет с собою научно-техническая революция. Осмысление грандиозных достижений человечества в области науки, новых ее направлений должно стать обычным для искусства нового общества. Уже вступила в свои права научно-фантастическая и научно-художественная литература. Сегодня мы являемся свидетелями бурного развития космической и научно-фантастической живописи. Бытие, окрыленное научными н социальными достижениями, активно влияет на сознание, создавая новые направления в искусстве социалистического реализма. Обсуждение нашей выставки «Время — Пространство — Человек», состоявшееся 14 октября 1983 года на ВДНХ СССР, показало большую и прогрессивную значимость космической и научно-фантастической живописи. Участие в обсуждении космонавтов, ученых, писателей и художников наглядно подтверждает важность развития этого направления искусства. Сотни собравшихся с большим вниманием прослушали высказывания компетентных ораторов, высоко оценивших новое направление в творчестве художников. < Он к Ж t=zо О о о к Обсуждение выставки ческой живописи, можно охарактеризовать как нечто сверхвозможное. Но в последнее время у журнала появились союзники. Совсем недавно принято решение организовать в рамках Федерации космонавтики СССР художественный совет по научно-фантастическому и космическому изобразительному искусству. Сейчас мы собираемся поставить перед соответствующими организациями вопрос о том, чтобы художников пустили на натуру. Не в космос, конечно. Это, видимо, в обозримом будущем останется привилегией единиц — таких, как В. Джанибеков и А. Леонов. Но космос начинается на Земле. Мы хотим, чтобы художники работали на полигонах, в тренировочных комплексах, в центрах подготовки и управления. Результатом такой работы может стать выставка, которую предполагается развернуть в апреле 1986 года, когда все прогрессивное человечество будет праздновать 25-летне полета Юрия Гагарина. Я считаю, что жанр научной фантастики необходим н неизбежен. Потому «fro задача настоящего худож андреи соколов, заслуженный художник рсфср: Космос — это естественная тема современного искусства. Человек всегда стремился к тому, что лежит за пределами сегодняшнего познания. Но в космосе, кроме Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина, никто из художников пока не бывал. А ведь человеческий глаз зорче фотоаппарата в 20, телекамеры — в 200 раз. Но даже это не главное. Фотоаппарат или телекамера не могут осмыслить увиденное, сделать какие-то обобщения. На это способен лишь человек. То, что на протяжении многих лет делает «Техника—молодежи» в области научно-фантастической и косми- 2 |