Техника - молодёжи 1984-01, страница 5ВРЕЙМЯ — ПРОСТРАНСТВО - Н£Л6в£Н «Время - пространство - человек» ника, как я ее понимаю, дойти до края бесконечности, заглянуть за него — и идти дальше... £ Для нормального развития научно-фантастической и космической живописи необходимы свидетельства очевидцев — тех, кто сам бывал на орбите. В космосе, кстати, жить не так просто, как об этом можно иногда прочитать. Написать, правда, можно все, что угодно. Сколько раз, например, я читал, что космонавты, дескать, спят перед стартом сном младенцев. Это не соответствует действительности. Космонавт • - совершенно нормальный человек (и физически и психически), и он реагирует на со бытия как всякий нормальный человек. Не хочу говорить за других, но у меня были три старта в космос и соответственно три бессонные ночи. Думаешь о том, что за твоей спиной стоят люди. В ракете стартуют всего двое-трое, но они завершают труд тысяч людей. И здесь по-настоящему понимаешь, что не имеешь права на ошибку... А потом, на орбите, когда видишь Землю со стороны, отчетливо осознаешь, насколько уникальна наша планета. Эта жемчужина солнечной системы, Земля Людей, быть может, единственная населенная планета Галактики. И невольно задумываешься о том, что люди превратили ее в пороховой погреб. И хочется кричать на всех языках, на всех частотах, по всем каналам: «Люди, остановитесь, сделайте все, чтобы уберечь планету от катастрофы!» Но как передать эти мысли, эти чувства и настроения другим — тем, кто в космосе никогда не бывал? Некоторые мои товарищи излагают на бумаге свои документальные впечатления, другие пишут стихи и рас сказы, третьи берутся за кисть и карандаш. Главная наша задача, как я ее понимаю, — заинтересовать художников-профессионалов космической темой. Показать, что она может стать мощным средством борьбы за будущее, борьбы за мир на Земле. Не знаю как другим, но мне очень нравятся работы А. Леонова и А. Соколова. Они реалистичны, как фотографии, и часто даже реалистичнее. Я воспринимаю их как своеобразные наглядные пособия, понятные всем людям. Некоторые говорят: разве изображать технические сооружения, космические корабли, какие-то «консервные банки» — это искусство? Я смотрю на такие работы иначе: как на способ документировать то, что иначе документации не поддается. И вообще, если следовать по пути подобных критиков, можно спросить: зачем вообще живопись, если изобретена фотография? Зачем пи- А. ВЕСЕЛРВ (Московская об л а с т ь). Марш мира. 1983. ВЛАДИМИР ДЖАНИБЕКОВ, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР: 3 |