Техника - молодёжи 1984-01, страница 7ней жизни. Уже более двадцати лет люди летают в космос и смотрят на Землю со стороны. А как откликаются на это деятели искусств? К сожалению, они зачастую ведут себя как шашели-древоточцы. Те сидят себе в старом дереве, грызут его и наружу не высовываются. Зачем? Им и в трухлявом дереве хорошо и уютно. Так поступают и некоторые работники искусств. Сам я геолог. Но я не только хожу по земле. Каждый вечер я мысленно разбираю и собираю планеты. Таким путем можно узнать очень многое. Например, понять внутреннее строение спутников Юпитера, других небесных тел. Наш выдающийся ученый В. И. Вернадский когда-то сказал: «Изучая Землю, ты изучаешь часть вселенной, частью которой являешься». А выход в космос принес нам новое восприятие мира. Все мы помним снимки, привезенные участниками экспедиций на Луну. Мне запомнился один из них. Стоит астронавт на фоне горы, даже небольшой горки. Кажется, что в ней всего метров 500. На самом деле ее высота — 2,5 км. Человеческое восприятие искажается в космосе. Там все ие так. Другое восприятие перспективы, другое ощущение цвета. И больше всего жаль, что мне никогда не удастся полететь в космос, увидеть то, что я предполагаю. И мне остается мысленно катать земной шар на ладони, собирать и разбирать его каждый вечер. Рождается новая научная дисциплина — минералогения больших пространств. Изучая Землю, мы не должны уподобляться муравью, который ползет по человеческой коже й воображает, что знает что-то о человеке. Вот комар, садящийся на нее, и пронзающий ее своим хоботком, и пьющий горячую человеческую кровь, действительно знает, что такое человек. Во всяком случае, гораздо лучше, чем муравей. «Время — Пространство — Человек»... Как изобразить время? Оно кажется нам непрерывным. Но представьте себе бесконечную вереницу телеграфных столбов. Зайдите в их створ — и они покажутся непрерывной линией. Но стоит отойти немного в сторону — линия распадется, ивы поймете, что их строй дискретен. Точно так же дискретно и время, но как это изобразить, как выйти из его створа?.. Как изобразить пространство? Самый простой атом — это атом водорода. Протон и электрон, больше ничего нет. Но если увеличить атом водорода так, чтобы протон стал раз мером с кулак, единственный электрон отодвинется от него на расстояние 70 км! Любой атом, по сути, состоит из пустоты. То же самое повторяется в макромасштабах. Невообразимые пространства разделяют даже близкие звезды, но и эти моря пустоты ничтожны в сравнении с теми ее океанами, в которых плавают галактики. Во вселенной полным-полно пустоты. В ней очень мало материи. Вселенная — это поля различной природы. Каким образом может изобразить это художник? Такие попытки были, есть они и на этой выставке. Изобразить пространство как таковое, свет, биополя... Мы привыкли к той перспективе, когда прямые сходятся у горизонта. Но это просто условность, раньше в изобразительном искусстве была принята другая перспектива. Но какой она должна быть на самом деле? Словом, работы у художников много — и со временем, и с пространством. Но главное, конечно, найти новые пути в изображении человека. С человеком пока действительно хуже всего. Кто бы что ни говорил, человек будущего — это не только технология. Человек — это нечто гораздо большее. В. ЛУКЬЯНЕЦ (Москва). Радуга мира. 1972. анатолии птушенко, кандидат технических наук: На мой взгляд, писатель-фан-таст — больше, чем просто писатель. Он не только описывает, но и понимает проблемы. Он умеет изобразить то, чего никто и никогда не видел. Роль научной фантастики, по-моему, пока недооценивается. Оговорюсь, что фантастика бывает разная. «Черное облако» Хойла, скажем, читать нужно; «Желтое облако» Ванюшина, допустим, необязательно. Но это не так уж принципиально. Фантастика бывает разная и в другой плоскости. «Фэнтэзи» — это одно, научная фантастика — нечто совсем другое. Разумеется, я не против «фэнтэзи», но следует помнить, что научная фантастика подчиняется своим ограничениям. Все это можио отнести и к фантастической живописи. И не нужно противопоставлять науку и искусство. Это два способа познания мира, причем история знает много примеров, когда искусство идет впереди, указывает науке, чем ей следует заняться. Главное здесь — взаимное усиление и самоусиление. Как говорят- маленькая собачка ку- |