Техника - молодёжи 1984-02, страница 5НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ речия, возникающие при сопоставлении ее с реальностью. Безусловно, такие системы в какой-то мере способствуют упорядочению творческой деятельности, последовательности осмысления и анализа каждого звена в цепи «практика — идеал». К сожалению, роль методики в развитии технического творчества явно преувеличена. «По мере познания алгоритмов технического творчества будут умножаться ряды и творческие силы новаторов, повышаться темпы проникновения в производство новейших достижений научно-технического прогресса», — пишет И. А. Бандык в своей монографии «Творчество масс и технический прогресс». Сторонники этой идеи утверждают, что изобретателем может стать каждый, кто освоил АРИЗ, видят в типовых методиках исключительное средство развития массового новаторского поиска. Один из основоположников АРИЗа, Г. С. Алмшуллер, отмечает, например, что «ни знания, ни опыт, ни способности (природный дар) не могут служить надежной основой для эффективной творческой деятельности*. Более того, «никаких узкоспециальных знаний для решения задач не надо, достаточно того, что остается от школьной физики». Такие «наставления» отчуждают молодых рабочих и специалистов от систематического пополнения знаний, ориентируют их на ложный путь «творчества по алгоритму», который якобы обещает скорый и головокружительный успех в научно-техническом творчестве сразу после изучения методики. Некоторые организаторы НТТМ, завороженные такой перспективой, позволяющей «штамповать Эдисонов», создают «школы молодых новаторов», оде все обучение сводится к знакомству с алгоритмами. Однако опыт показывает, что с помощью метода можно прийти лишь к известному результату. Ведь нельзя же сделать открытие, пионерное изобретение посредством алгоритма, действующего по строго определенным правилам, исключающим воображение. «Царского пути к геометрии нет», — утверждал еще древний мыслитель Евклид. Действительно, путь к вершинам творчества проходит через глубокое усвоение накопленных человечеством знаний, создание необходимых социально-психологических условий для свободного труда. Стоит заметить, что игнорирование знаний, социальных качеств как основных предпосылок творчества и преувеличение роли метода довольно часто встречаются в концепциях зарубежных ученых. «Развитие техники требует того, чтобы обучение концентрировалось не на усвоении определенного объема знаний, а на формировании умений разрешать проблемы» — такая рекомендация высказана Европейским советом по культурному сотрудничеству капиталистических стран в области непрерывного образования. Для капитализма отчуждение рабочих от аканий, «натаскивание» их только на определенный круг деятельности вполне закономерны. Здесь, как отмечал В. И. Ленин: «Министр смотрит на рабочих, как на порох, а на знание и образование, как на искру...». Пытаясь изобразить способность к научно-техническому творчеству как нечто самостоятельное, оторванное от знаний человека, американский исследователь природы творчества Б. Мойерс утверждает: «Для творчества необходимо отключать свой здравый смысл и включать воображение». Во главу угла он ставит второстепенный фактор творчества. Основной же низводит до нуля. Б. Мойерс «забывает», что н само воображение является результатом обобщенных знаний, связанных с мышлением, со здравым смыслом, хотя и с некото рым «уходом» от него в сторону идеального. Суть же научно-технического творчества заключается не в отказе от знаний, опыта ради развития абстрактного воображения, а в обогащении себя «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Разве можно было бы открыть ядерную реакцию по предложенной кем-то методике, да еще на базе знаний, оставшихся «от школьной физики». Это открытие века опирается на гигантское наследие физических, химических, технических, естественных наук, огромный труд ученых разных поколений. Воображение и фантазия сами по себе ничего не дают. Только вкупе с широкими и богатыми знаниями они являются истинным источником научно-технического творчества, двигателем прогресса. Опыт наших лучших изобретателей полностью это подтверждает. Есть еще одна немаловажная деталь. Ошибочная концепция формализованного творчества, изобретательства по методике неизбежно приводит к выводу о приближающемся конце творчества как функции человеческой деятельности и полной передаче ее «умным» машинам. Согласиться с этим никак нельзя. Больше того, достижения науки и техники сегодняшнего дня перестраивают трудовую деятельность человека, открывают широкие возможности для расширения человеческого интеллекта. Прежде всего за счет сокращения рутинных, монотонных и трудоемких операций, объем которых еще велик (по данным социолога Г. Н. Волкова, процесс научного творчества даже у Сложнейшее оборудование демонстрируют на Центральных выставках НТТМ молодые Изобретатели. Комсомольско-молодежную бригаду с «Уралмаша», возглавляемую В. ЯСТРЕБОВЫМ, отличает творческое отношение к труду. |