Техника - молодёжи 1984-04, страница 4

Техника - молодёжи 1984-04, страница 4

ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬЦЫ ЗВЕЗДНОГО

К пятидесятилетию Юрия ГАГАРИНА

ГЕРАЛЬД СОЛОВЬЕВ, полковник

Сейчас Юрию Алексеевичу Гагарину было бы пятьдесят. Его неповторимая улыбка еще долго могла бы светить миру. Мы могли бы еще не раз встретиться с ним на разных житрисни! перекрестках, в »есте петь нов^1е песни его друзеи-композито-poj, читать и спорить о новых книгах друзей — писателем и журналистов, смотреть новые театральные постановки, фильмы, картины его друзей — актеров и художников, встречать на Земле новых космонавтов, для которых, настоящих ч будущих, он был, есть и навечно останется самым большим другом.

Когда оглядываешься назад, то прошлое, наполненное каждодневным трудом, радостью и гордостью за уопехи, волнующими переживаниями, — все это, кок кинолента, раскручивается в памяти.

Вот уже более пятнадцати лет работаю военным журналистом и считаю, что счастливая у меня судьба. Она дала возможность встретиться со 'Многими удивительными и замечательными людьми, составляющими славу и гордость нашего народа. Но особое место в этой судьбе занимают годы труда в Центре подготовки космонавтов, или в Звездном городке, как он был назван с легкой руки журналистов. Тогда, двадцать лет назад, комсомольцы Центра избрали меня своим комсоргом. Большое это было доверие, но обязанность еще большая.

Располагался городок в одном 1из тихих красивых лесных массивов Подмосковья. Вначале он так и назывался — Зеленый городок. Высокие стройные ели вперемежку с пахучими соснами на фоне необыкновенной белизны берез создают не-

Но печальны белые с креповыми крапинами березы под Киржачом — они видели последний путь к Земле человека, первым преодолевшего земное притяжение. «Проклятое притяжение» — назвал его в поэме «Земля, поклонись Человеку», написанной ■ апреле 1961 года, сразу же после полета «Востока», поэт Ол-жас Суленменов. Не знаем уж, какое наитие вело руной поэта, но возле этих плачущих берез по-дру-гому, наверное, и не назовешь ту силу, которая властно отняла у людей Земли одного из прекраснейших ее сыновей. С высоты времени

повторимый колорит средней полосы России. Прислушаешься — и слышишь песню. Тихую, успокаивающую песню леса.

Платформы электрички рядом с городком тогда еще не было. Два небольших автобуса подходили к станции, расположенной за несколько километров до места, забирали людей и везли в городок. Но когда оставались свободные до работы минуты, с каким удовольствием можно было пройтись ло лесу пешком, подышать ароматом целебного воздуха!

Общее руководство подготовкой космонавтов осуществлял известный всей стране, легендарный человек, герой челюскинской эпопеи генерал-лейтенант Каманин Николай Петрович. Золотая Звезда Героя Советского Союза «номер четыре украшала его грудь. Всегда подтянутый и бодрый, немножко суховатый и строгий, Николай Петрович пользовался .непререкаемым авторитетом в коллективе. Его любили за прямоту в суждениях и справедливость.

Непосредственно Центр подготовки космонавтов возглавлял кандидат медицинских наук, крупный специалист в области авиационной медицины Евгений Анатольевич Карпов — человек тактичный и деликатный, но твердый и последовательный в своих поступках. Умение выделить главное, перспективность мышления, логичность и краткость изложения существа вопроса, постоянная внутренняя собранность — все это свидетельствовало о незаурядности личности, располагало к нему людей. Неудивительно, что сегодня летчики-космонавты в своих .воспоминаниях с такой теплотой и уважительнос-

все чувствуется острее и видится больнее...

Редакция журнала предлагает вниманию читателей записки бывшего секретаря комсомольской организации Центра подготовки космонавтов, ныне заместителя главного редактора журнала «Советское оен-ное обозрение», полковника авиации Геральда Александровича Соловьева, который многие годы хорошо знал Ю. А. Гагарина, других космонавтов «гагаринского призыва», был рядом с ними во время их подготовки к первым космическим стартам.

тью отзываются о первом руководителе Центра.

Евгений Анатольевич постоянно интересовался состоянием дел в комсомольской организации. Находил время побеседовать со мной как с секретарем, подсказать, в каком направлении в данный .момент наиболее целесообразно сосредоточить усилия комсомольского бюро, всей молодежи Центра. Никогда не отказывался 'выступить с докладом на комсомольском собрании.

Вспоминая рабочую обстановку в Звездном, невозможно забыть тот необыкновенный энтузиазм, с которым люди делали свое дело. Вот так же в свое время, наверное, наши деды возводили Магнитку и Днепрогэс, отцы штурмовали небо...

Прекрасно представляю себе, что не один толыко коллектив Звездного работал на космос. Было достаточно много и других организаций, решавших и проблемы запуска пилотируемого корабля, и медико-биологические, и целый ряд других. В этом смысле на космос работала вся наша страна: где-то варилась сталь, проектировались корабли, собирались умные приборы, шились скафандры, готовилось специальное питание... Перечислить все невозможно. Но, без сомнения, во всех (коллективах был тот же подъем, то же горение, тот же энтузиазм. Мне же хочется сказать о том, * чему прикоснулся сам, что тогда прочувствовал и пережил.

Все было ново в то время. Практической подготовкой человека к полету в космос не занимался еще никто, никакого опыта такой работы не было. Однако поставленные задачи коллектив выполнял успешно.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

■Техника а ]

Иолодежи 1984J

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ Издается с июля 1933 года

© «Техника — молодежи», 19В4 г.