Техника - молодёжи 1984-10, страница 10

Техника - молодёжи 1984-10, страница 10

Герой Советсного Союза авиации С. И. РУДЕНКО

маршал

Поддерживаемые танками пехотинцы наступают на опорный пункт противника в Карпатах.

рением напоминаю еще раз — с 1943 года оно было за нами.

Главной силой, определившей наши успехи в ходе всей Великой Отечественной войны, было беспримерное мужество и массовый героизм советских людей на фронте, в партизанских отрядах и трудовой подвиг в тылу.

— В многочисленных «научных исследованиях», заполонивших в последнее время газетные и книжные страницы на Западе, превозносится высадка англо-американских войск на Атлантическом побережье Франции. Она даже объявляется решающей...

— Высадкой 6 июля 1944 года наши союзники наконец-то открыли второй фронт в Европе. Безусловно, он стал немаловажным факторе м в военных действиях антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны. Но давайте вспомним раскладку сил летом 1944 года.

Наши союзники, высадившиеся во Франции, встретились с 23 осла бленными дивизиями вермахта, не располагавшими к тому же оперативными резервами. Да и откуда им было взяться, если основные силы врага были прикованы к Восточному фронту, где Советская Армия именно в это время развивала операцию «Багратион». Только в результате ее проведения вермахт лишился 17 дивизий и 3 бригад. Всего же за летне-осеннюю кампанию на советско-германском фронте было уничтожено 96 дивизий и 24 бригады врага. Вот где ковался ключ от нацистского Берлина! С высоты прожитых лет, исключающих случайность и предвзятость суждений, видится, что

к 1944 году военное искусство наших полководцев поднялось на ка чественно новую ступень. Удары по врагу в 1944 году начинались на различных направлениях, они были частями единого грандиозного стратегического наступления на фронте огромной протяженности. При этом противник не знал, где будет нанесен очередной удар, вследствие этого не мог маневрировать резервами. Все эти факторы и привели в 1944 году к разгрому важнейших группировок фашистской армии.

— Но в ставке фюрера, конечно же, пытались предугадать, что планирует наше командование...

— Конечно. Немецко-фашистское командование рассчитывало, например, что мы будем наступать на Ковельском направлении, чтобы выйти к Люблину и Варшаве. А мы старались не разубеждать нашего противника. С этой целью по железной дороге на Ковельское направление перебрасывались макеты танков, там находился штабной поезд маршала Г. К. Жукова, а в ра диопереговорах (которые противник старательно подслушивал) иногда звучала его фамилия. Нам было известно, что штабы противника считали появление Жукова на том или ином участке фронта первым признаком готовящегося наступления. На левом крыле фронта мы построили много ложных аэродромов, зато на правом незаметно для врага сооружали настоящие.

— Сергей Игнатьевич, как для вас началась операция «Багратион»?

— Помню, ровно в полночь 23 июня перед передним краем нашего 1-го Белорусского фронта рванула