Техника - молодёжи 1984-10, страница 44

Техника - молодёжи 1984-10, страница 44

Многое изменилось на Эльбрусе. А что изменилось за эти десятилетия у нас, спасателей? Да ничего. Как н прежде, у нас нет транспорта, приспособленного для оперативной связи и спасательных работ. На «Буранах» здесь не проедешь, единственный ратрак, принадлежащий канатчикам, почти никогда не работает. Телефонной связи нет, а по рации из-за непрохождения волн не всегда свяжешься с землей. Вечером канатки не работают. Вот и остаются спасателю, как прежде, ноги. А это при ураганных ветрах, морозе, глубоком снеге ненадежный «транспорт». Тут говорили об оперативности. Допустим, упал человек в трещину. Пока сбегаешь за помощью на КСП, пока пешком поднимешься к потерпевшему, сколько времени пройдет! Такая вот у нас оперативность-

Эльбрусу нужен вертолет — специальный, легкий, с мощным мотором — для регулярных облетов и скорой помощи. Ведь то, на что у нас уходит 10 часов (а иногда, на стенных альпинистских маршрутах, и двое суток), вертолет может сделать за 30 минут.

В Приэльбрусье вложены огромные средства, сюда приезжают десятки тысяч туристов, гости почти из 100 стран, а у спасателей не то что вертолета —- приличных кошек и ледорубов нет. Наш отечественный инвентарь морально устарел, нам не хватает пухового снаряжения, портативных средств связи.

Но, пожалуй, главная беда — в нашем бесправии. Кто такой спасатель? Общественник... Сколько раз, бывало, в тяжелых случаях обращаешься в иную организацию за помощью, а в ответ слышишь: «Это не наше дело...»

В. М. АБАЛАКОВ, заслуженный мастер спорта СССР:

— Современная образцовая спасательная служба напоминает мне отлаженный, постоянно взведенный механизм: нажата кнопка — и система мгновенно приходит в действие. Расчет ведется не на часы, а на минуты; специально оборудованные вертолеты уверенно летают и совершают посадки на высоте свыше 5 тыс. м, работают у самых склонов, снимают пострадавших со стен с помощью лебедки и 200-метрового троса с крюком на конце. Сейчас в мировой спасательной практике появились и вертолеты скорой помощи с системами реанимации на борту. Все новое и рациональное, что дает нам электроника, химия, современная техника, должно быть в распоряжении спасателей. И это естественно — ведь речь идет о судьбе и жизни людей.

Наша служба в организационном и техническом отношении сильно по

100 м 100м

Вертолетная спасательная служба требует вннтоирылых машин, способных надежно работать на больших высотах, в сложных условиях постоянно меняющейся погоды и рельефа. Вот некоторые технические данные легкого спасательного вертолета «Алуетте-111», изображенного на нашем рисунне: длина (с винтом) 12,82 ширина корпуса 1,20 м, иы-сота 2,97 м, диаметр винта 11 м, мощность мотора 550 л. е., скорость 180 км/ч, потолок 8000 м, пустой вес 1200 кг, грузоподъемность 900 кг, грузоподъемность спасательной ле-бедни с 25-метровым тросом — 175 кг.

На рисунне справа изображена возможная схема взаимодействия спасателей с вертолетной службой. От поста в горах на КСП поступил аварийный сигнал. Одновременно с выходом спасательного отряда с базы вызывается вертолет. На промежуточной площадке возле КСП он получает уточненное задание и берет на борт одного-двух спасателей. Дальнейшее взаимодействие вертолета с отрядом организуется по радио.

Принципиальная схема устройства вертолетной посадочной площадки в горах.

Нелегнне задачи приходится оперативно решать летчику-спасателю. Он должен быть пилотом-асом, мастерски владеть своей машиной и спасательным оборудованием, в совершенстве знать коварные особенности горной аэродинамики.

отстала. Работы ведутся недопустимо медленно, и мы, альпинисты, уже знаем: если беда случилась близко к вершине, то спасатели вряд ли успеют помочь.

В сложном туристском походе и на альпинистском восхождении качество снаряжения — будь то рюкзак или кошки, ботинки, крючья, карабины, страховочные ремни, тормозные устройства, веревки — играет решающую роль в обеспече-

м

41