Техника - молодёжи 1985-01, страница 63

Техника - молодёжи 1985-01, страница 63

угадав появление двадцати семи встречных судов, и неоднократно заявлял, что может определять близость земли, скрытой за горизонтом. Однажды он предупредил капитана, что до земли, не различимой невооруженным глазом, осталось не более тридцати лиг. «Капитан сказал, что этого не может быть, — писал Бот-тино. — Однако, внимательно просмотрев навигационные расчеты, вынужден был признать, что в них вкралась ошибка, и тотчас изменил курс. На протяжении пути я определял землю трижды, один раз на расстоянии 150 лиг».

В июле 1784 года Боттино прибыл во Францию, однако аудиенции у министра ему добиться не удалось. Но он не терял времени даром и «всячески развлекал публику Лорьена, привычно применяя свои способности в порту». А в вестнике «Меркюр

де Франс» появились «Выдержки из собственных воспоминаний месье Боттино о наускопии» («морское видение» — такое название дал он своему искусству).

Способностями служащего с далекого острова заинтересовался Жан-Поль Марат, писавший в то время трактат по физике для того же издания. Марат сообщил о таланте Боттино в Лондон, но побывать в Англии Боттино так и не привелось. В июне 1783 года он вернулся на Маврикий, где «многие граждане просили его продолжить опыты по наускопии».

О сущности своих методов Боттино высказывался весьма туманно. «Судно, приближающееся к берегу, производит на атмосферу определенное воздействие, — писал он Марату, •— ив результате приближение его можно выявить опытным глазом, прежде чем корабль достигнет пределов видимости. Моим предсказаниям благоприятствовали чистое небо и ясная атмосфера, которые господствуют большую часть года на Иль-де-Франсе. Я пробыл на острове шесть месяцев, пока не убедился в своем открытии, и оставалось только набраться опыта, чтобы на-ускопия стала подлинной наукой».

Тем не менее на Маврикии у Боттино нашлись последователи. 22 ноября 1810 года житель Панплемусса Фейяфэ, который работал прежде у Боттино и наблюдательным пунктом которому служила вершина Монтань-Лонг, обнаружил, по его утверждению, английский флот, направлявшийся к Иль-де-Франсу. Чуть позже Фейяфэ отчетливо распознал на северо-востоке скопление судов, которые двигались в сторону острова

Родригес, но не смог определить точно их число. Он продолжал наблюдения и убедился в своей правоте, когда флот подошел ближе, хотя и не появился еще на горизонте.

Фейяфэ отправился в Порт-Луи. «Через 48 часов, — заявил он, — мы увидим английский флот»» В городе вспыхнула паника. Фейяфэ «по причине распространения ложных слухов» посадили за решетку, однако на всякий случай послали судно на Родригес — узнать, что там происходит. Но было уже поздно. 26 ноября сначала двадцать, а затем и еще 34 корабля британского королевского флота появились у берегов Иль-де-Франса...

Фейяфэ освободили лишь после взятия острова англичанами. Маври-кийский историк Пьер де Сорнэ, рассказавший об этом эпизоде в своей книге, считает, что Фейяфэ

был, вероятно, единственным, кого обучил Боттино своему удивительному мастерству.

Скупые сведения о загадочном таланте Этьена Боттино есть и в «Секретных мемуарах, служащих для освещения истории Республики с 1764 года до наших дней». В 12-м томе этой своеобразной летописи Франции XVIII века имеется запись от 30 апреля 1785 года:

«Месье Боттино, старый служащий Ост-Индской компании на островах Иль-де-Франс и Бурбон (ныне — Реюньон), только что опубликовал записку для правительства, в которой настаивает на том, что нашел физический метод обнаружения кораблей на расстояниях до 250 лье. Он открыл его около двадцати лет назад; изучая его, прошел путь ошибок и неуверенности, действовал на ощупь, пока не добился успеха — стал заранее сообщать о приходе судов, их числе и удалении от берегов. Из 155 кораблей, чей приход был им предсказан (цифра сильно занижена по сравнению с данными других источников — Я. И.) у половина пришла в порты, а что касается остальных, то он дал такое объяснение: ветры, боевые действия или другие неожиданные препятствия побуждали капитанов изменять курс. Одним из самых впечатляющих его результатов было предсказание появления английского флота, в том числе корвета и фрегата, подошедшего два дня спустя. Этот факт упоминали адмиралы и флотоводцы, бывшие в то время на островах».

А вот запись от 28 июля 1785 года: «Боттино в одном из писем объясняет свои феноменальные способности тем, что он закончил школу жи

вотного магнетизма в Коломбо, где жил и общался с индусами, которые могут творить чудеса. В Париже над способностями Боттино посмеялся граф М. де Сегюр, высмеивавший вообще всех гипнотизеров».

И наконец, сообщение от 1 марта 1786 года. Здесь приведены «Выдержки из собственных воспоминаний месье Боттино о наускопии».

«Уважаемая публика может вспомнить о моих опытах, проделанных в июле 1783 года при большом скоплении народа, а также организованных «Сосьете попюлер» города Порт-Луи в мае 1784 года. Впрочем, это не гарантировало меня от нападок: меня'высмеивали в тех случаях, когда я предсказывал приход судна, а оно не появлялось. Разгадка тут проста: оно шло не к нашему острову. Эти' люди, в действиях которых нет проблеска мысли, не верят ничему, сомневаясь во всем, все, подвергают осмеянию, говоря, что я ■— шарлатан, а того, что я делаю, не может быть. Я вынужден жить среди этого сброда, тупых И жестоких людишек, погрязших в рутине, в штыки воспринимающих любое открытие и даже новость, хотя бы на йоту выпадающие из их собственного примитивного понимания мира».

Между тем факты предугадывания Боттино прихода или близкого прохождения судов подтверждались в конце XVIII и начале XIX века газетными сообщениями и записями в судовых журналах.

В своих воспоминаниях, из которых до нас дошли лишь фрагменты, Боттино горько жалуется на атмосферу непонимания, неверия в его способности, окружавшую его несмотря на тридцатилетний опыт работы и безошибочные предсказания прихода сотен судов. «Я стал очередной жертвой колониальной рутины на далеких, забытых богом й наукой островах, которые страдают от деспотизма чиновников, — писал он. — Если раздражение и разочарование станут причиной моей кончины, прежде чем я смогу объяснить свое открытие, то мир лишится на некоторое время знания об искусстве, которое сделало бы честь XVIII веку».

Так оно и случилось: Боттино умер, никому не поведав своих секретов. В чем суть открытия Боттино? Возможно, достижения современной науки помогут раскрыть его тайну?..

Л*. мМл

CFiAl-l}

ЗА ГОРИЗОНТ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техника молодежи за1985год

Близкие к этой страницы