Техника - молодёжи 1985-01, страница 64

Техника - молодёжи 1985-01, страница 64

В ЗЫБКОМ

ЗЕРКАЛЕ

АТМОСФЕРЫ

(Комментарий отдела науки)

Загадка Этьена Боттино (если, конечно, отказаться от тривиального объяснения: «шарлатанство!», с помощью которого, как известно, можно с легкостью объяснить все, что угодно) требует серьезного разбора. Ну, во-первых, способен ли человек без каких-либо приборов, пользуясь исключительно своими органами чувств, «заглянуть за горизонт», то есть получить информацию о. событиях, происходящих вне пределов прямой видимости? Во-вторых, не было ли в распоряжении Этьена Боттино каких-то специальных инструментов, которые помогали ему «видеть незримое»?

Итак, органы чувств. Все ли мы знаем об их возможностях?

Принято считать, что они регистрируют только те сигналы, которые им «положено». Если, например, человек услышал нечто, а стоящий рядом магнитофон ничего не записал — значит, у человека была слуховая галлюцинация. Если человек что-то увидел, а чувствительная фотопленка ничего не запечатлела — значит, у него была зрительная галлюцинация. И так далее.

Однако выяснилось, что это не всегда так. Если, например, воздействовать на человека электромагнитным полем сверхвысокой частоты, то (при определенных параметрах излучения) он услышит свист, щелчки, другие подобные звуки. И это ни в коем случае не галлюцинация — просто электромагнитное поле воздействует на слуховые нервы, так сказать, «напрямую», и они, возбуждаясь, передают в соответствующие зоны мозга вполне объективную, хотя и непривычную, информацию. Любопытны случаи с так называемыми «электрофонными болидами». В некоторых случаях при появлении болида и даже до его появления в небе наблюдатели «слышат» какие-то необычные звуки, тогда как расчеты показывают, что слышать им попросту нечего: расстояние до источника чересчур велико, и звуку для его преодоления требуются многие минуты.

А можно ли электромагнитное излучение... увидеть? Конечно, с тех пор как ученые узнали, что видимый свет — всего лишь частный случай

такого излучения, и отвечать на этот «каверзный» вопрос, казалось бы, следует так: «Можно — но только в оптическом диапазоне». Мы видим видимый свет, а «невидимого» не видим, как говорится, по определению. Но давно уже подмечено, что если в полной темноте воздействовать на «зрителя» рентгеновским или гамма-излучением определенной частоты, то он «видит» нерегулярные вспышки, сияние, цветные фигуры (так называемые фосфены). Конечно же, и в этом случае изображение формируется непосредственно в зрительном нерве, минуя сетчатку глаза, — так, по крайней мере, полагают исследователи.

Впрочем, в некоторых условиях и глаз способен «увидеть невидимое». Он, как выяснилось в ходе экспериментов, реагирует на излучение одного из участков ИК-Диапазона, причем воспринимается оно как зеленый свет — излучение с уменьшенной ровно вдвое длиной волны.

Приведенные примеры, как вы понимаете, не имеют прямого отношения к истории Этьена Боттино. Движущийся деревянный корабль никаких электромагнитных полей, естественно, не излучает; не вносит он и искажений в оптическую среду. И все же способности человеческого организма воспринимать внешнюю информацию изучены еще далеко не до конца. Любопытное сообщение появилось в «Строительной газете» от 26 декабря 1980 года. Речь шла о так называемой биолокации, о необычных опытах кандидата технических наук А. И. Плужникова.

В чем же суть опытов А. И. Плужникова? Пользуясь металлическими «рамками» — кусками проволоки, согнутыми в виде буквы Г, — он пытался определить местонахождение морских судов, находившихся за линией горизонта. (Задача, как мы видим, практически совпадает с той, которую поставил перед собой Э. Боттино.) Опыты, по мнению экспериментатора, оказались удачными. «Я стоял на капитанском мостике. Высота над уровнем моря составляла 18 м, расстояние до линии горизонта — 9 морских миль. Мы плыли в Атлантике. Мне удавалось лоциро-вать суда на дистанции 12, 15 и даже 22 мили! То есть за 40 км! Положение судна проверялось радиолокатором. Как только прямо по курсу оказывался «невидимый» корабль, рамки в моих руках поворачивались. Мы экспериментировали на разных широтах, при шестибалльном волнении, в светлое и темное время суток, а иногда и глубокой ночью. Можно лоцировать этим методом за-горизонтные объекты...»

Возможно ли, чтобы и Этьен Боттино пользовался биолокацией? — с таким вопросом мы обратились к А. И. Плужникову.

«Эксперименты Э. Боттино впе

чатляют, — ответил исследователь.— За тридцать лет ему удалось сделать несколько сот успешных определений невидимых с берега деревянных судов, а также суши с борта судна. Удивительно, что он сумел лоцировать корабли на огромных дистанциях — до 1125 км, мог отличать их принадлежность тому или иному флоту. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении скупые сведения не дают возможности понять, как работал этот «странный человек» — пользовался ли он теми же приспособлениями, что и современные биооператоры, или употреблял что-то иное. Сказать со всей определенностью, что здесь помогала биолокация, я не могу...»

Но если не биолокация, то что же? Неужели нет никакого разумного толкования «эффекта Боттино»?

В 40 км от Ленинграда, на берегу Финского залива, расположен город Ломоносов. Ленинград отсюда не виден, однако бывают дни, когда в воздухе ясно прорисовывается изображение Невы, мостов, зданий...

Физические явления, делающие возможным возникновение миражей (а речь, естественно, зашла именно о них), ничем, по сути, не отличаются от тех, что лежат в основе заго-ризонтной радиолокации. Те же самые рефракция, «атмосферные волноводы»... Рано утром, когда нижние слои воздуха сильно охлаждены, а верхние прогреваются солнцем, на границе между слоями образуется «воздушное зеркало». Оно-то и отражает изображения очень далеких предметов, скрытых за горизонтом, а в некоторых случаях и увеличивает, как бы «приближает» их, давая возможность увидеть самые незначительные детали.

Есть места, особо «богатые» миражами. На юге Италии, в Мессин-ском проливе, частенько возникают на рассветном небе, непрерывно меняя свой облик, сказочные дворцы, гигантские растения, какие-то фантастические существа — и все это лишь искаженные отражения реальных зданий, людей и деревьев, находящихся на другом берегу пролива.

Мираж для тропических широт — явление вполне заурядное. От искомого средства «загоризонтного зрения» его отличает, по-видимому, лишь одно обстоятельство — он открыт всем, «очевиден» в строгом смысле этого слова. И если бы Этьен Боттино, делая свои предсказания, пользовался этим явлением, ни один человек не увидел бы в его способностях ровно ничего странного и загадочного.

Однако настало, видимо, время покинуть территорию твердо установленных, незыблемых фактов и ступить на зыбкую почву догадок и гипотез. Почему бы не предположить, что наряду с, так сказать, «сильны

62