Техника - молодёжи 1985-01, страница 61

Техника - молодёжи 1985-01, страница 61

Досье эрг/дита 36,6 по Цельсию?

Трудно поверить, что создание такого незамысловатого прибора, как обычный медицинский термометр, потребовало полуторавековых усилий многочисленных естествоиспытателей, среди которых было немало исследователей первоклассных. Казалось бы, что тут сложного? К шкале с делениями прикреплена запаянная

сверху трубка с шариком внизу, заполненным ртутью. От нагрева она расширяется, ее столбик перемещается в трубке и, останавливаясь около того или иного деления, показывает температуру. И тем не менее тут что ни деталь, то целая история.

О том, что у больных лихорадкой повышается температура, хорошо знал еще в V веке до н. э. основатель медицины Гиппократ. Но лишь в 1592 году знаменитый Галилей придумал прибор — термоскоп, позволивший объективно судить о степени жара у пациента. Именно в этом приборе впервые появилась стеклянная трубка (правда, незапа-янная) с шариком на конце. Нагрев шарик руками, трубку опрокидывали открытым концом в бокал с водой, которая по мере охлаждения шарика втягивалась в нее, так что по высоте столбика в трубке можно было оценивать температуру. Позднее Галилей упростил способ — стал устанавливать трубку шариком вниз, а в нее вводил каплю воды, по перемещению которой при нагреве можно было судить о тем

пературе. И вся дальнейшая история термометрии есть история совершенствования галилеевского термоскопа.

Так, знаменитые флорентийские академики в 1657— 1667 годах заменили воздух подкрашенным спиртом и исключили влияние меняющегося атмосферного давления на показания термометра, откачав из трубки воздух и загерметизировав ее открытый конец. Они же первыми попытались нанести на шкалу две постоянные точки — температуры самого большого зимнего холода и самой большой летней жары во Флоренции. И с этого момента начинается поиск наиболее удобного термометрического тела и постоянных точек шкалы.

В 1688 году французский физик Далансе создал спиртовой термометр, на шкале которого в качестве одной из точек отсчета впервые появляется температура плавления льда, а в качестве высшей — температура плавления коровьего масла. В 1701 году знаменитый И. Ньютон, изготовляя свой термометр, наполненный льняным маслом, за низшую точку отсчета тоже принял температуру таяния льда, а за высшую впервые взял нормальную температуру человеческого тела, приписав ей значение 12°. Получалось, что по шкале Ньютона вода должна была кипеть при 33°. Спустя два года французский физик Амонтон впервые взял за точку отсчета своего воздушного термометра именно температуру кипения воды. А следующий важный шаг довелось сделать голландцу Д. Фаренгейту.

Задавшись целью наладить изготовление термометров с согласными показаниями,

>аренгейт в 1714 году в отличие от своих предшественников использовал тщательно очищенную и прокипяченную перед запайкой термометра ртуть. За одну из основных точек шкалы он принял самую низкую температуру, которую ему удалось получить при смешении воды, льда и нашатыря. Ее

реомдер

цельсии

он принял за 0°. Второй точкой стала, как и у Ньютона, температура человеческого тела, которой Фаренгейт приписал значение 96°. Позднее исследователь устано* вил, что по его термометру лед тает при температуре немного меньшей 32°, а вода кипит примерно при 212°. Разница — 180° — показалась Фаренгейту очень удобной для практики, ибо делится без остатка на 16 целых чисел. Он отказался от прежних точек и впервые положил в основу своей шкалы температуры плавления льда и кипения воды, приняв для них значения ров

но 32" и 21 2а тем, что температуры человеческого тела и холодильной смеси стали выражаться в этой новой шкале дробными числами, он пренебрег. Таким оора-зом, именно в термометре Фаренгейта впервые совместились атрибуты современных градусников — ртуть, отметки таяния льда и кипения воды.

В 1740 году француз Р. Реомюр предложил спиртовой термометр с теми же точками отсчета шкалы, но подразделенной не на 180°, а на 80°, Примерно в то же время швейцарец Ж. Делюк стал применять ртутные термометры со шкалой Реомюра. Тогда же появилась и шкала, которую даже в наши дни называют шкалой Цельсия. На самом деле это не совсем точн ' ибо шведский астрон А. Цельсий в 1742 году предложил совсем не ту шкалу, которую сейчас связывают с его именем. Правда, в качестве основных точек он действительно взял температуры таяния льда и кипения воды и действительно разбил этот интервал на сто равных частей. Но только за 100° он принял температуру таяния льда, а за 0° — температуру кипения воды. И лишь после того, как соотечественник Цельсия <М. Штремер, перевернув эту шкалу, поставил ее «с головы на ноги», появилось то, что мы сейчас называем шкалой Цельсия. Остальное было делом техники!

Так после 150-летней эволюции появился термометр, в котором нормальная температура человеческого тела приобрела привычное, всем нам знакомое значение 36,6°.

Е. НИКИТИН

Листая архивы

Звуковые письма наших прабабушек

Лет 30 — 35 назад во многих странах широко распространилась мода на всякого рода «говорящие письма» и «музыкальные приветы». Бабушки получили возможность посылать своим внукам письма со вложенными в конверты гибкими граммофонными пластинками, на которых были записаны напетые ими колыбельные песенки и всевозможные советы и наставления. Но, как выяснилось, такими возможностями располагали уже наши прабабушки. Например, в 1897 году в Чехословакии

был налажен массовый выпуск почтовых открыток — «музыкальных приветов». В центре плотной картонки по спирали наносилась перфорация — код для музыкальных шкатулок-полифонов. Такую открытку ставили в шкатулку, и она исполняла короткую приятную мелодию.

Г. МАЛИНИЧЕВ

Почтовый ящик 150 лет спустя

В августе прошлого года исполнилось 150 лет со времени постройки первого русского паровоза в России. Совершили этот технический |подвиг два нижнетагильских мастера — отец и сын Че-репановы В ознаменование этой даты около Нижнетагильского краеведческого музея был открыт необычный памятник: макет первого отечественного паровоза на высоком каменном постаменте. Сейчас возле здания музея создается под открытым небом интересная экспозиция старинной техники.

Т. ДУБИНИН

г. Нижний Тагил

Р и с. Владимира П л уж н и нова и Роберта А в о т и н а