Техника - молодёжи 1985-02, страница 37

Техника - молодёжи 1985-02, страница 37

лии самонадеянно сочло Средиземное море «своим внутренним», посему потенциальными противниками пренебрегало и планированием десантных операций почти не занималось. Вторжение англо-американских сил на территорию Италии в

1943 году застало правительство Муссолини врасплох...

В ходе второй мировой войны зарубежным военным теоретикам пришлось внести существенные коррективы в разработки 30-х годов. В частности, это относилось к вопросам обеспечения десантных операций с моря и воздуха. Так, в июне 1944 года, при вторжении союзников в Нормандию, на 4,2 тыс. десантных судах через Ла-Манш было переброшено 38 дивизий, 8,9 тыс. орудий, 5,2 тыс. танков. Прикрывало операцию «Оверлорд» 860 боевых кораблей (в том числе 6 линкоров, 22 крейсера) и 14 тыс. боевых самолетов. Справедливости ради отметим, что успех высадки объяснялся не тем, что, как утверждают буржуазные историки, командование вермахта не сумело предугадать места и времени десанта и поэтому не смогло организовать англо-американцам должного отпора. Своим успехом «Оверлорд» был обязан мощному наступлению Красной Армии, которая к лету

1944 года уже разгромила лучшие дивизии вермахта.

К концу второй мировой войны в иностранных военно-морских флотах сложились основные классы десантных судов, по образу и подобию которых зарубежные амфибийные силы развивались до второй половины 60-х годов.

К примеру, к ним относились американские войсковые транспорты типа «Бейфильд» (1943 год). При водоизмещении 16,1 тыс. т они принимали на борт 1250 морских пехотинцев, которые перебрасывались на берег на 18 высадочных катерах.

Танкодесантные и пехотно-десант-ные корабли могли производить подобные операции без применения вспомогательных плавсредств. Так, британские большие танконосцы типа «Дьепп» (1941 год) принимали до десятка 40-тонных танков или 17 тяжелых грузовиков, а в кубрики — 400 солдат. Подобно российским «элпидифорам», машинное отделение танконосцев находилось в корме, а в носовой части имелись открывающиеся в стороны ворота, аппарель для техники и выдвижные сходни для пехотинцев.

Танк выходит из трюма десантного иорабля.

Фото Ю. Пахомова.

3*

К числу чисто высадочных средств относились американские плашкоуты типа LSU — небольшие (водоизмещение всего 180 т), тихоходные, открытые сверху самоходные баржи с тупым, откидывающимся на берег носом. Перевозили они до четырех танков.

Наконец, в частях морской пехоты широко применялись плавающие танки и бронетранспортеры. Эти и другие десантно-высадочные средства и в период «холодной войны» оставались на вооружении флотов США и Англии, которые оснащали ими своих сателлитов по НАТО и другим агрессивным блокам,.

Новые же классы десантных кораблей появились в иностранных флотах во второй половине 60-х годов, после агрессии США и их союзников в Корее и интервенции англо-французских империалистов в Египте. В тот период Вашингтон принял так называемую стратегию «гибкого реагирования», иначе говоря, бесцеремонного вмешательства в дела развивающихся стран, стремившихся избавиться от «опеки» империализма. Именно в тот период американские судостроительные компании получили крупные заказы на разработку боевой техники для «локальных войн» (точнее, для жандармских акций в «горячих точках» планеты). При этом заокеанские стратеги особое внимание уделяли всемерному повышению темпов десантных операций.

К примеру, после агрессии в Корее, когда интервенты впервые массированно применили вертолеты, Пентагон срочно переоборудовал в носители винтокрылых машин четыре авианосца: »«Анцио» и три типа «Эссекс». Англичане аналогичным образом поступили со своими авианосцами «Булварк» и «Гермес» — с их пал/б убрали катапульты, аэрофинишеры, системы обеспечения полетов, а во внутренних помещениях оборудовали

кубрики для 1200—2000 морских пехотинцев. Мало того — в 1961— 1968 годах американцы ввели в строй семь десантных вертолетонос-цев уже специальной постройки типа «Иводзима» (18 тыс. т). На каждом из них базируется 24 десантных, 4 тяжелых транспортных и такое же количество разведывательных геликоптеров, которые предназначены для переброски на берег 2 тыс. морских пехотинцев. Ангары для вертолетов расположены под взлетной палубой, а десантируемая техника подается наверх из кормовых трюмов по элеваторам. Бортовое вооружение кораблей типа «Иводзима» состоит из спаренных 40-мм и 76-мм автоматических пушек и зенитно-ракетного комплекса «Си Спарроу».

Вертолетами оснащались и десантные суда-доки, предназначавшиеся для высадки полностью укомплектованных (в том числе танками и бронетранспортерами) подразделений. При этом тяжелая техника перевозится не по воздуху, а с помощью специальных катеров. Первый корабль-док, американский «Ралей», вступил в строй в 1962 году, за ним вскоре последовали два английских типа «Фирлесс», пять американских типа «Энкоридж», два французских типа «Ураган» и двенадцать опять-таки американских «остинов». Стандартное водоизмещение таких кораблей не превышает 17 тыс. т, но принимают они до 1000 морских пехотинцев и 2,5 тыс. т груза (в том числе 15 танков и 20 автомашин). В ангарах, под взлетной палубой, предусмотрено место для 3— 9 геликоптеров, ниже находится док-камера, занимающая до трети длины судна, считая от кормы. В ней-то и «базируются» от 6 до 20 десантных катеров. При высадке корабль принимает 5—7 тыс. т водного балласта, док-камера затапливается, и катера с самоходной боевой техникой выходят через кормовой выход на чистую воду.