Техника - молодёжи 1985-03, страница 62

Техника - молодёжи 1985-03, страница 62

Gtm»7

Однаэ/сды... Чьи предки прежде?

Как-то раз, оказавшись в кругу петербургских акаде-

1м и ков, среди которых находился и М. В. Ломоносов 1711—1765), молодой и вастливый князь Иван Ку-рагин решил напомнить, что и он «величина»:

— А вот я Рюрикович! Мое генеалогическое древо уходит корнями к Владимиру Красное Солнышко. Кто еще здесь может заявить такое о себе? Вот ты, Ми-хайло сын Васильев, спосо

бен что-нибудь подобное сказать о своих предках?

— Увы, нет, — с грустью отвечал великий русский ученый. — Дело в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа.

Ответ по существу

Однажды к известному терапевту, профессору Алексею Александровичу Остроумову <1844—1908), обратился столь же богатый, сколь и скупой купец первой гильдии Елисеев, по фамилии которого до сих пор по привычке называют старожилы Москвы и Ленинграда центральные магазины «Гастроном». Желая получить от Остроумова бесплатный медицинский совет, купец в разговоре с ним как бы невзначай начал рассказывать о своей болезни, излагая ее в виде гипотетического случая.

— Теперь, предположим, что симптомы такие-то и такие, что бы вы рекомендовали сделать больному, профессор?

— Как что? — изумился Остроумов. — Немедленно обратиться за советом к какому-нибудь дельному специалисту.

Параллели Артиллерия и птицы

Казалось бы, что общего может быть между тяжелыми крепостными и осадными орудиями и веселым племенем пернатых. И все-таки некоторая связь между ними есть — недаром в стародавние времена оружейные мастера нарекали изготавливаемые ими орудия птичьими именами.

Вот, например, «Ворон» — приспособление (в период до появления огнестрельного оружия) для разрушения крепостных стен, переброски внутрь крепости воинов и для облегчения абордажа судов. Каждый вид его — подобие подъемного крана, колодезного журавля, перекидного моста — обязательно имел боевую деталь в виде вороньей головы или клюва.

А в XVII веке на воору жении во Франции в небольшом количестве была «Куропатка». Это гладкоствольная 8-дюймовая мортира, ее дульная часть была окружена тринадцатью трехфунтовыми (2-дюймовыми) мор-тирками. При выстреле, благодаря тому что запалы центральной и маленьких мортир были соединены, вслед за 8-дюймовой бомбой, как стая куропаток за маткой, вылетали трехфунтовые гранаты.

Н. САХНОВСКИЙ

Волхов

Бывает усе

такое!

!

Рис.

Роберта А в о т и н а

Неизвестное об известном

Не курить!

1 января 1848 года жители Милана бросили курить. То была глубоко продуманная тактика. Дело в том, что в те времена Италия находилась под австрийским владычеством и местная табачная промышленность была захвачена и монополизирована габсбургской монархией, которая использовала доходы от продажи табачных изделий на содержание

своей оккупационной армии. Получалось, что итальянские курильщики сами кормили и поили своих чужеземных угнетателей.

Так продолжалось до тех пор, пока на собрании Миланского университета не было предложено устроить бойкот табаку. Необычное и на первый взгляд безобидное предложение было единодушно принято. Группы патриотов патрулировали улицы города, вырывая сигары и трубки у особо упорствующих заядлых курильщиков. Вот тут-то австрийцы и спохватились — на усмирение бунта были брошены войска. Разгневанные толпы миланцев забрасывали солдат камнями, а те палили из ружей. Волнение распространилось на другие

города Италии. Правители издали ряд постановлений с угрозами жестоко наказать всех, кто побуждает других бросить курить, и даже ходил слух, что из тюрем стали выпускать уголовников, если они клятвенно обещали открыто «дымить» в публичных местах. Однако сторонников антиникотинового движения было большинство, и нераспроданные сигары гнили на складах.

Два с половиной месяца длился бойкот табачных изделий, а 18 марта миланцы подняли всеобщее восстание против чужеземцев. Город покрылся баррикадами. Началась героическая борьба народа против австрийской армии, которая в конце концов завершилась победой.

Н. КОЛПАКОВ

Месть каменного истукана

Согласно верованиям индейцев Мексики Тлалок является богом дождя и плодородия, как наш Перун. В конце XIX в. в высохшем ручье небольшой речки в Коатлинчане была найдена огромная каменная статуя этого бога, возраст которой не менее 1200 лет. Высеченная из монолита каменными инструментами, она имеет высоту 7,5 м, 4 м в поперечнике и весит ни много ни мало 167 т. В старину юные коатлинчане обычно назначали свидание возле статуи, о чем свидетельствует выцарапанное на камне множество инициалов. Когда требовался дождь, жители деревни ходили к ней на поклонение.

Бытует предание, согласно которому нельзя передвигать статую с места, иначе разразится такой ливень, что случится потоп. В 1964 году мексиканское правительство в целях охраны памятников культуры приняло решение перевезти каменного истукана в Мехико. Хотя жители деревни бурно негодовали, даже ломали подъемные краны и перерезали канаты, ничего не помогло. Идола подняли, уложили на 72-ко-лесный автоприцеп и увезли.

16 апреля 1964 года при стечении огромной толпы Тлалок въехал в столицу и был торжественно водворен перед зданием Национального музея антропологии. И надо же было такому случиться, что именно тогда и разразился страшной силы ливень. В один день выпало 40 мм осадков — рекордное число за 105 лет, за которые сохранились метеорологические сведения. Ученые недоумевали, ссылались на причуды погоды, на исключительные совпадения, допускаемые теорией вероятностей, и лишь коатлинчане сохраняли злорадное спокойствие — кто-кто, а они-то с самого начала знали, чем все это закончится.

К. НИКОЛАЕВ

3=§