Техника - молодёжи 1985-04, страница 64

Техника - молодёжи 1985-04, страница 64

I Неизвестное I об известном

Взлет и падение

Французские аэронавты Кутель и его друзья оказали Наполеону немалые услуги, поднимаясь в воздух на «шарльерах». Это были первые полеты в интересах военной разведки, с помощью которых добывались весьма ценные сведения о передвижении войск противника, его численности и т. д. Иногда, при благоприятном ветре, им удавалось доставлять срочные донесения и распоряжения генерала Бонапарта, что говорит о большом мастерстве воздухоплавателей. Будучи энтузиастами этого нового и трудного дела, они целых восемь лет верой и правдой служили своему патрону, выполняя порой очень рискованные его задания.

Однако после неудачной Египетской экспедиции Бонапарт, к удивлению многих, без каких-либо видимых причин приказал уволить аэронавтов. Оскорбленные, они решили ему отомстить несколько необычным способом. Да так, чтобы ни к чему нельзя было придраться — ведь расправа с антибонапартистами была короткой.

В день коронации Наполеона, 16 декабря 1804 года, бывшие военные аэронавты занялись приготовлениями для запуска своего шара в последний полет. Кутель рассчитал, что если шар запустить в 11 часов вечера из Парижа, то на следующий день утром он будет над Римом.

В заданное время наполненный водородом шар по команде Кутеля поднялся ввысь, но... без экипажа. Вместо корзины под шаром болталась огромная императорская корона с вензелем. Сплошь оклеенная цветными стеклышками и зеркаль

цами, она была хорошо видна на значительном расстоянии. Толпы зевак, собравшихся на улицах Парижа, могли прочесть на оболочке

папой

Пи-

jjapa вполне благопристойную надпись: «XXV фриме-ра XIII года республики состоялась коронация императора Наполеона I его свя

тейшеством ем VII»...

Но если французы увидели взлет, то итальянцы — падение, и это был всем понятный намек на неминуемый конец диктатора!

Осе прошло в полном соответствии со сценарием Кутеля. Утром следующего дня огромный пузырь с сияющей короной в лучах яркого солнца замер над «вечным городом». Ветер стих, римляне, задрав головы, наблюдали за шаром и обменивались шутками. Спустя некоторое время шар стал стремительно терять высоту и рухнул в районе городского кладбища. Корона разбилась, а оболочку и стропы растащили по домам для хозяйственных нужд.

Это событие еще долго служило темой разговоров во всей Италии. И в народе оно было истолковано как скорый закат владычества Наполеона в Европе.

Л. ВЯТКИН, летчик

1Бывает yfce

\

I такое! Кто пустил слух?

В 1914 году, в самый разгар сражения на Марне, генерал фон Клук — командующий германскими войсками на западном фронте — получил приказ срочно перебросить две дивизии на север, к морскому побережью. Кайзеровская разведка информировала свое командование, что русские войска, переправленные морем из Архангельска в Англию, уже приготовились к высадке в тыл германской армии, наступающей на Париж.

Тщетно фон Клук умолял не ослаблять его и без того изрядно потрепанные силы — дивизии были переброшены на угрожаемый участок для отражения коварного удара. Там они бездействовали в течение длительного времени, ибо никаких русских войск в Англии в действительности не было.

И вот что примечательно — эта дезинформация родилась не в кабинетах Ин-теллидженс сервис. Просто англичанам помог комический случай, имевший место на одной из железнодорожных станций в юго-восточной Англии (графство Кент). В самом начале осени 1914 года там остановился воинский эшелон и один из солдат, родом из Шотландии, вышел на перрон размять ноги и покурить. При этом он обменялся несколькими короткими фразами с местным жителем — слугой из гостиницы. Очевидно, во всех странах пои шапочном знакомстве с солдатом ему задают один и тот же вопрос: «Откуда, служивый?»

Здесь необходимо сделать краткое пояснение. Кельтский диалект, на котором говорят в Шотландии и Уэльсе, придает особый акцент английскому языку. Для вышеупомянутого слуги, чей культурный уровень и знание родного языка оставляли желать лучшего» он был необычен и не совсем понятен. И потому неудивительно, что полученный ответ: «Ross-Shire» (графство Росс) в ушах неискушенного в лингвистике человека прозвучал как «Ro-shia» (Россия). Слуге стало все «ясно». Солдат из эшелона — русский. Разумеется, он не один прибыл в Англию и находится здесь не в качестве туриста.

На следующий день по городу пополз сенсационный слух, что русские войска, переброшенные морем в Англию, перевозятся по железной дороге на юг для

Зальнейшей высадки во >ранции. Мгновенно слух этот распространился по всей стране и даже послужил темой запроса в парламенте.

Вот тут-то английское командование и поняло, какие выгоды можно извлечь из этой «утки». По настоянию военных премьер-ми-нистр Г. Асквит многозначительно заметил, что давать информацию по данному вопросу не в интересах нации.

Таким образом, «подпустив туману», он только заинтриговал общественность, и слух, усиленный ссылками на заявление премьера, а также показаниями «очевидцев», вскоре достиг тех, кому предназначался. Дальнейшее известно.

Оценивая результаты этой дезинформации, английский военный историк Б. Лиддел Гарт писал, что Англия должна поставить памятник неизвестному слуге, который пустил слух о русских.

М. ЧЕКУРОВ, инженер

Наконец-то в Кронштадте!

В 1854 году, во время Крымской войны, в водах Балтики действовала английская эскадра под командованием адмирала Чарльза Непира. Его вожделенной мечтой было взятие Кронштадта. Однако орудия крепости и минные заграждения подействовали на него отрезвляюще. Он убрался, в общем-то, ни с чем.

Спустя 65 лет революционный Кронштадт подвергся нападению английского

флота. В ночь с 17 на 18 августа 1919 года торпедные катера интервентов атаковали Красный Балтийский флот в его базе.

Как известно, надежда адмирала Коуэна (командующего английской эскадрой) на внезапность и новизну средств нападения не оправдалась.

Один из английских лейтенантов, командир потопленного катера, с горечью заявил: «Я оказался таким же неудачником, как и мой дед. Мы оба Кронштадт так и не увидели». При допросе выяснилось, что его фамилия Непир. Правда, Кронштадт он все-таки увидел, но в качестве пленного, а не завоевателя. Впрочем, как и должно было быть.

М. ВАЛЕНТИНОВ, инженер

«ОРБИТА» ШУТИТ...

Заметка «Великое недоразумение?» из болгарского еженедельника «Орбита» («ТМ» № 2 с. г.) вызвала живой интерес читателей. В своих письмах Л. Куна-фина (Москва), семья Бочко (Ленинград),

А. Бобрищев (Полтава) и другие не сомневаются, что она наверняка была опубликована в первоапрельском выпуске «Орбиты». Что ж, они правы... И мы вместе с читателями поздравляем болгарских коллег с удачной шуткой.

Досье эрудита Что такое МО?

К началу нынешнего века электротехника вышла на широкую дорогу практического применения. Электричество начали широко использовать в промышленности и транспорте, связи и военном деле. Необходимо было создать систему единиц электромагнитных величин. Так появились известные всем единицы: вольты, амперы, фарады, генри и т. д. Все они были названы в честь выдающихся ученых, приложивших немало усилий в развитие электроэнергетики.

Еще в 50-е годы в электротехнической литературе разных стран, в том числе и в СССР, можно было встретить единицу электрической проводимости проводников, обозначенную тремя латинскими буквами Mho или русским дву венным словом МО. Был ли ученый с такой фамилией?

— И да, и нет!

Разгадка этого противоречия чрезвычайно проста. Проводимость — величина, обратная электрическому сопротивлению. Этим и объясняется происхождение слова Mho, образованного чтением справа налево фамилии известного немецкого ученого Георга Симона Ома (G. S. Ohm). Сейчас в Международной системе единиц СИ единица электропроводности носит имя другого немецкого физика — Эрнста Вернера Сименса, который является создателем ртутного эталона сопротивления («ТМ» № б за 1983 год).

Б. ХАСАПОВ, инженер Новороссийск