Техника - молодёжи 1985-07, страница 58ПОСАДКИ! Новые электронно-фантастические игры для ПМК класса «Электроника Б3-34» Консультант раздела — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР ;о. Н. ГЛАЗКОВ МИХАИЛ ПУХОВ i с uiarat'M вашему вниманию мо-:и . [дню игры, описанной в июнъ-к номере «ТМ» Итрающий должен, управляя вертикальной тягой, I vs iHib космический корабль, дви-/Ь > щи in я с небольшой постоянной .н|>И->.ш/алыюй скоростью, в выбран--, , ,о точку на поверхности планеты ; рисунок). 1.1Я игры используется лрограм .1 • ЛунолегТ», опубликованная в идущем выпуске. По,щ отопите ль-I )иерации и мпод исходных дан-• 'С1аютея прежними. Единствен-! н оглнчис в регистр С нужно ■ ги началы»л- расстояние (по гонит) до точки посадки в мет-; а в регистр О - горизонталь-| ук> скорость в метрах в секунду. Ре.пизуются ли операции командами. (расстояние, м) Г1С (скорость, м/с) ПО. Игра протекает точно так же. как н в уже опубликованном варианте, п.ко при анализе ситуации нолез-1 помощью команды ИПС проверять |екуше( расстояние до точки носа ;ки. Навыки, приобретенные при отработке посадки с постоянной го ризонталышй скоростью, очень пригодятся в дальнейшем, когда нам с нами придется решать гораздо более сложные навигационные задачи. Мягкой посадки! ■; 41 ЛАП САМ СЕБЕ ПЛАНЕТУ Одна из важных констант, исполь зуемых в наших играх, — это ускорение силы тяжести на поверхности планеты. Еще два параметра, без которых в скором будущем не обой товленнои» вами планеты, а первая космическая скорость находится в регистре У •— она вызывается на индикатор командой ХУ. Теперь можно набирать радиус очередной планеты и вновь нажимать С/П. Практика показывает, что изготовлять планеты ло этой методике даже лег че, чем печь блины. Если вы захотите испытать программу «ПК-1» на нашей таблице, выявится одна интересная деталь. Для Земли, Венеры, Марса, Луны, Ио и Европы вычисленные значения почти не отличаются от экспериментальных. А вот расчетные величины тись, - радиус планеты и первая космическая скорость. Приводим сводную таблицу этих величин для тех небесных тел (за исключением планет-гигантов), для которых они известны более или менее точно. Сколько-нибудь надежных данных по другим небесным телам нет. Зато планетологи установили довольно простую зависимость ускорения свободного падения от радиуса плане ты, если та сложена из материалов, подобных земным. Приведем ее в виде программы для ПМК «Электроника БЗ 34»: ОО.ПО 01.ИПВ 02. : 03.ПД04.Ю5, 06.ИПС 07.Х 08. Fe*. 09.ИПД 10. X 11.ИПА 12.Х 13. t 14.ИПО 15.Х 16.1 17.ВП 18.3 19 X 20.Г|/Г21ХУ 22.С/П 23.БП 24.00 Называется эта программа «Планетный конструктор» (сокращенно «ПК-1»). Чтобы ею пользоваться, нужно после ее ввода в I1MK занести в регистр А ускорение силы тяжести на земной поверхности (в м/с2), в регистр В средний земной радиус (в км) и в регистр С — эмпирическую безразмерную константу, равную 0,6904. Реализуются эти операции последовательностью команд: 9,81 ПА 6371 ПВ 0.6904 ПС В/О. После этого можно приступать к конструированию миров. Задайтесь радиусом планеты, которую вы намереваетесь создать, иаберите на клавиатуре его величину в километрах и нажмите С/П. После останова на индикаторе светится ускорение силы тяжести на поверхности «изго-
Спутники Юпитера Спутники Юпитера
Спутники Сатурна Спутники Сатурна
Луна, Тритон (спутник Нептуна), Харон (спутник Плутона) и Фобос (спутник Марса) Луна Тритон Харон Фобос
56
|