Техника - молодёжи 1985-07, страница 63

Техника - молодёжи 1985-07, страница 63

о ! e i- s-r о 2 I Q.H ra x n о геи с. о CI «но 01 _

«с[«С

« U«!i

so 5 ч о «J 5 и «с x «Si fti X» «I * rt и . jh

« £ i § J _ л ao ЭД "in X z О-П к «тоге

a с n ax

ликом. Тан, одно время поэт посвятил себя исключительно математике. Как-то

Йаз, приехав в Москву к опухину, он заперся в кабинете и до глубокой ночи просидел над решением ка-кой-то математичесной задачи. К сожалению, нам не дано узнать, накую именно задачу решал поэт, но, судя по диапазону его математических знаний, это могло быть и логарифмическое уравнение, и пример для дифференцирования, и сложный интеграл. Так и не справившись с задачей, Лермонтов, вконец измученный, заснул. И тут ему приснился некий математик, который любезно подсказал решение. Проснувшись, Лермонтов записал «подсназку» и даже нарисовал портрет таинственного незнакомца. То, что решение задачи пришло во сне, не вызывает удивления (вспомним хотя бы знаменитый случай с Д. И. Менделеевым). Но нто же изображен на портрете? Оказалось, что незнакомец очень похож на изобретателя логарифмов — шотландского математика Джона Непера (1550 — 1617). Вероятно, до этого Лермонтов читал о работах Непера и видел его портрет, который слился в воображении поэта с образом нежданного помощника. Так считают математики. Современники же поэта, а за ними литературоведы предполагали, что на порт

рете он изобразил испанского герцога Франсисно Лерма (1552 —1623), от которого, по семейному преданию Лермонтовых, происходила их фамилия.

Сам герцог отнюдь не вызывает уважения. В истории он характеризуется нак реакционный политический деятель, всесильный фаворит короля Филиппа III, практиньвавший продажу государственных должностей, и в конце концов уволенный в отставку из-за злоупотреблений. После смерти своего патрона Лерма, «переквалифицировавшийся» к тому времени в кардиналы, был с позором выдворен из Мадрида и бежал в Шотландию.

И поэтому с наннм-то особым удовлетворением узнаешь о таком факте: как рассказывала П. А. Висно-ватову жена мемуариста Е. Д. Лопухина, Лермонтов убедился, что это семейное предание ни на чем не основано. Да и вглядимся в портрет: разве столь выразительные глаза — мудрые, печальные, всепонима-ющие — могут быть у сластолюбивого вороватого герцога? Они скорее принадлежат самому поэту — по крайней мере, так утверждали и утверждают исследователи. В остальном же портрет работы Лермонтова совпадает именно с портретом Джона Непера.

Г. ГОТОВЦЕВ, инженер

Узелок

на память

Сколько лет «динамику»

В Спасо-Преображенском соборе Чернигова удалось разыскать потайной «поющий» кувшин, входивший Р систему усилителей некогда звучавших здесь песнопений и проповедей. Как и известные «голосники» Софийского собора в Киеве, этот сосуд был замурован в стену горловиной внутрь храма.

Так прежде созревшая догадка ученых-археологов получила еще одно весомое подтверждение: прообраз современных громкоговорителей и репродукторов был создан почти тысячу лет назад.

Но вот что удивительно. Сегодня мы восприняли бы кан чудачество попытку

воздвигнуть стену из звукоусилительных колонок. А мастера Древней Руси, сработавшие свои «стереофони-чес ие динамики» из хорошо 'Сожженной красной или светло-желтой глины, распо-ряпились ими одновременно и кан строительным материалом. Густая сеть скрытых кувшинов и амфор не только улучшала акустику помещении, но и значительно облегчала конструкцию здания.

В. ХОХЛАЧ ЕВ

Киев

Корифеи науки

Дети коммунаров

Во время вручения супругам Кюри Нобелевской премии по физике в 1903 году нений репортер по наущению босса, раздраженного их прогрессивной общественной деятельностью, ядовито спросил: «Кто же вы на самом деле? Ученые или политики?» — «Если начнется революция, мы пойдем на баррикады, а пока мы делаем революцию в науке», — последовал ответ.

Пьер Кюри (1859—1906) был сыном врача, антивно помогавшего Парижской коммуне. Это принесло ему уважение простых людей и потерю богатых пациентов. 35 лет от роду Пьер женился на студентке Сорбонны польке Марии Склодовской (1867—1934) — участнице патриотического движения, которая приехала в Париж из Варшавы. Как известно, Пьер и Мария открыли по

лоний и радий, исследовали радиоактивное излучение, ввели сам термин «радиоак тивность». В 1911 году Мария Склодовсная-Кюри получила вторую Нобелевскую премию — по химии.

Дочь супругов Кюри — Ирен (1897 — 1956) вышла замуж за лаборанта своей матери — Фредерика Жолио (1900 — 1958). А его отец тоже был участником Париж ской коммуны! Эта семейная пара тоже была удостоена Нобелевской премии по химии в 1935 году, открыв искусственную и позитрон-ную радиоактивность, аннигиляцию и обратный ей процесс. Супруги Жолио-Кю-ри — активные участники движения Сопротивления, Движения сторонников мира — приложили много сил для запрета военного применения ядерного оруж!-п. Причем Фредерик Жолш Кюри был членом ЦК Французской номпартии, первым председателем Всемирного Совета Мира, его именем названа Золотая медаль Мира.

В. СТЕПАНОВ, инженер

Бывает yfee такое!

Виндзорские колонны

Внутри здания муниципалитета в английском городке Виндзор стоят четыре мощные колонны, которые... ничего не подпирают. В чем дело? Для чего они были возведены?

Здание это строил знаменитый Кристофер Рен (1632—1723) — архитектор,

математик, астроном. В английском зодчестве он был видной фигурой: созданные им разнообразные по формам многочисленные здания — больницы, университетские колледжи, театры, дворцы — отличались тем, что были гармонично связаны с окружающей средой. Главная его постройка — собор св, Павла в Лондоне.

Когда построенное здание муниципалитета в Виндзоре принимала комиссия из чиновников и судей, один из «отцов города» вдруг самонадеянно заявил, что архитектор допустил ошибку и зале необходимо укрепить, что потолок в центральном иначе обрушится. «Знатона»

подобострастно поддержав его подчиненные. Дабы 1 спорить с невеждами, Рен кратно ответил: «Хорошо! Сделаю я вам эти колонны». И действительно, ско ро красивые массивные ко лонны украсили центральный зал, но, по настоянию Рена, строители не довели их до потолка: над капителями осталось пустое пространство. Так и стоят триста лет эти ничего не подпирающие колонны, ка-' памятник мастерству, поли рающему невежество.

Д. АРНАУДОВ, инженер