Техника - молодёжи 1985-07, страница 65

Техника - молодёжи 1985-07, страница 65

раздел сборника, касающийся научных и учебных центров, созданных в нашей стране 'усилиями профессора Н. Е. Жуковского и его учеников: в Московском университете и Высшем техническом училище, в подмосковном Кучине, в Петербургском политехническом институте, в Киевском обществе воздухоплавания. Некоторые из этих центров разветвлялись: так, в МВТУ существовала и аэродинамическая лаборатория, и студенческий воздухоплавательный кружок, и авиационное расчетно-испы-тательное бюро, и уже упоминавшиеся Краткие теоретические курсы авиации. Значительная часть статей в этом разделе сборника принадлежит перу самого Николая Егоровича Жуковского: кто, в самом деле, лучше его мог бы рассказать о созданных им курсах, лабораториях, кружках, из которых в дальнейшем сложилась развернутая эффективная система подготовки авиационно-тех-нических и научных кадров.

Заключает сборник отличающаяся полнотой и продуманностью публикация Научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского о знаменательных датах в истории авиации.

Если попытаться сформулировать, что же составляет наиболее важную особенность сборника «Авиация в России», выделяющую его из ряда многих других изданий подобного содержания, то, наверное, следует в первую очередь отметить присущую ему предельную добротность, научную достоверность, исчерпывающую доказательность всего, что в нем излагается. Впрочем, иного и не приходилось ожидать, если учесть исключительно высокую квалификацию и компетентность привлеченного к участию в сборнике авторского коллектива.

Входящие в состав сборника статьи написаны хорошим, ясным языком, строго и в то же время достаточно популярно. Его содержание ' вполне доступно (и интересно!) не только специалистам, связанным с авиацией профессионально, но и гораздо более широкому кругу читателей.

Закончить рецензию хотелось бы естественным выражением уверенности, что сборник «Авиация в России» с пользой и удовольствием прочтут и авиаинженеры, и студенты, и летчики, и вообще все, кому небезразлична основанная на точных научных данных история отечественной авиации. Но сказать так, к сожалению, нельзя, поскольку тираж кн^ги необъяснимо мал — составляет всего 1050 экземпляров и достать ее стало невозможно буквально на следующий день после выхода в свет.

МАРК ГАЛЛАЙ, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, доктор технических наук

КРЫША НАД

ГОЛОВОЙ

(К 3-й стр. облоанни)

ВЯЧЕСЛАВ ЗАВОРОТОВ, инженер

Угадайте, кто носит свое жилье на спине? Любой ребенок ие задумываясь ответит — конечно, улитка! А взрослый улыбнется — турист— Действительно, палатка для туриста — самый удобный временный домик. Только в отличие от раковины палатку ничего не стоит сложить и даже поместить в рюкзак.

Но если спросить бывалого любителя пеших походов, какими еще свойствами должна бы обладать палатка, тот наверняка начнет перечислять .свойства, казалось бы, несовместимые.

Мол, хорошо бы ей быть невесомой, но прочной; компактной и достаточно просторной. Так уж получилось, что большая часть серийных палаток этим требованиям не отвечает. Поэтому сделать то, что не удалось профессиональным конструкторам, задумали энтузиасты.

Действуя нетрадиционным способом, они нередко находили оригинальные инженерные решения и создавали удобные палатки, годные для любых условий. Больше того, в избытке творческих сил самодеятельные изобретатели нередко придумывали и микродомики специального назначения. Например, канадец Т. Взрнард создал палатку для тех, кто любит бродить по лесам (пат. США № 2263867, 1941 год, рис. 1). Вся хитрость состоит в том, что один ее угол приподнят и привязан к дереву — крыша становится наклонной, и на ней не застаивается дождевая вода. А остальное доделывают растяжки — три натягивают крышу, а четыре — пол. Ничего не скажешь, просто, но большинство изобретателей все же предпочитает экспериментировать с каркасными конструкциями.

В частности, в ноябре 1942 года швед А. Андерсон предложил палатку (пат. США № 2302650, рис. 2), которая по конструкции схожа с жилищем кочевников. Несколько длинных, тонких деревянных реек образуют прочный конусообразный каркас. На «его надевается кожаный колпак, посредине рейки перехватывают складным

угольником, а их нижние концы привязывают к колышкам.

А вот англичанин Ч. Поттер попробовал обойтись без колышков. Он использовал вместо них три узкие упругие стальные ленты. Скрепленные наверху в центре, они упираются через пол .палатки в землю. Достаточно положить на этот каркас четыре «стенки», соединив их застежками-«молниями», и жилье готово (пат. США № 2475515, 1949 год, рис. 3). Совсем наоборот действовал поляк К. Крутзиков-ский, вынесший все элементы каркаса наружу (пат. США № 3356098, 1967 год, рис. 4). Да их (не так уж много: пара вертикальных стоек, определяющих высоту потолка, и две горизонтальные рейки, регулирующие ширину палатки. Весьма своеобразно Крутзиковский подошел к конструкции «дверцы» — в одну из стенок вшиты две наклонные застежки-«молнии».

Иную задачу поставил перед собой американец А. Кларк, задумавший совместить палатку со... спальным мешком. В походном положении это сооружение напоминает баян со сдвинутыми мехами. Но стоит путнику на привале развязать стягивающие шнуры, как предварительно сжатая спиральная пружина стремительно распрямит палатку, превратив ее в продолговатую теплую нору (пат. США № 2792184, 1957 год, рис. 5). Остается забить четыре колышка по углам и укладываться почивать.

Если у Кларка пружина действует по горизонтали, то у бельгийца П. Стокмана — по вертикали (пат. США № 2828755, 1958 год, рис. 6). Он соединил звенья конусообразной спиральной пружины с обшивкой палатки, поэтому она занимает минимум места в сложенном виде и не требует много времени на установку. Все это замечательно. Плохо только то, что на ветру упругие палатки Кларка и Стокмана начинают ерзать по земле.

То Же самое относится и к палатке канадца Г. Бенсона (пат. США № 2938524, 1960 год, рис. 7), которая в таких же условиях ощутимо покачивается. Не помогают и ребра жесткости, образованные четырьмя длинными упругими стержнями, закрепленными по углам на специальных колышках.

Следуя по стопам Бенсона, Г. Принц из ФРГ действовал несколько иначе. Несущие элементы своего относительно высокого микродомика он вынес наружу, соединив по углам складными держателями. В нижней части стенок Принц предусмотрел два вентиляционных отверстия, а в верхней разместил четыре круглых, просторных окна (пат. США № 3547136, 1967 год, р и с. 8). Нельзя оказать, что туристы с восторгом восприняли эту

63