Техника - молодёжи 1985-09, страница 29у меня и излюбленные темы — русская армия времен Петра I и генералиссимуса А. Суворова, мундиры войск, участвовавших в Отечественной войне 1812 года ..Когда-то я случайно узнавал о коллекционерах оловянных солдатиков и о любителях истории отечественной военной униформы. Сегодня я не одинок. В июле 1982 года при московском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры создали Военно-историческую комиссию, которая объединяет энтузиастов самых различных профессий и возраста. Сюда часто обращаются сотрудники музеев, которые просят уточнить, к какому времени относится мундир, изображенный на старинной картине, задают вопросы по атрибутике оружия или знамен. Помогают члены комиссии и киностудиям. В частности, сейчас они консультируют авторов фильма «Багратион», который снимается на студии «Грузия фильм». Не так давно комиссия отправила доскональные сведения о мундирах и структуре русских войск, участвовавших в сражении при Аустерлице, в чехословацкий город Слав-ков (бывший Аустерлиц) Там ежегодно отмечается годовщина этой битвы. Одна из секций Военно-исторической комиссии объедн няет не только исследователей, но и энтузиастов, своими руками создающих миниатюры причем почти два десятка из них чуть ли не официально именуют себя «солдатчика-ми». Если автор этих строк однажды остановился на моду-рите. то большинство «солдатчиков» изготавливает фигурки воинов разных эпох из олова, бумаги, пластмассы, дерева, стараясь чтобы все, от ранца до пуговицы, соответство вало оригиналу. Наша комиссия получает немало писем с просьбой рекомендовать тому или иному любителю технологию, позволяющую наладить домашнее производство исторических миниатюр. В этом отношении своеобразно поступили саратовские энтузиасты. Они попросту изымают с «серийных», фабричных солдатиков все лишнее и ненужное и добавляют фигуркам необходимые в данном случае детали. Получаются отменные микро-«гренадеры», «гусары» и «егеря». Такая самодеятельность происходит, естественно, не от хорошей жизни. Достаточно взглянуть на пластмассовые и металлические наборы солдатиков, которые выпускаются исключительно для детей Неестественные позы, искаженные пропорции а о том какая форма представлена на наборе. не стоит и гадать. И все это покрыто аляповатыми красками под серебро и бронзу. Что и говорить, познавательная ценность подобных «товаров для детей» равна нулю... Правда, в последние годы наша промышленность порадовала любителей. Удачный набор — «Древние войны» — выпустила Астрицовская фабрика металлической игрушки. Прекрасный комплект — «Революционные матросы» — изготавливается одним из предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР. Вот, пожалуй, и все. Но купить эти наборы практически невозможно. И еще одна сторона проблемы. Уникальные свойства мо-дурита заинтересовали не только моих коллег — любителей военной истории, но и многих специалистов. Отечественный аналог этого пластика, несомненно пригодился бы моделистам, макетчикам, скульпторам, проектировщикам, даже стоматологам-протезистам, да и представителям других профессий, кто работает с пластичными, но становящимися прочными после термической обработки материалами. К сожалению, наша промышленность ничего подобного не выпускает Исключение составляет материал «Пластика» в виде порошка, но он слишком быстро затвердевает. Поэтому и не пользуется популярностью. Но и его найти весьма затрудн ител ьно... Такой не промахнется! Западноевропейский арбалат-чмм XV века. Автор военно-исторических миниатюр Александр Сомов показывает свои работы сыну Андрею (на стр. 26). «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», когда отличились и рядовые Астраханского кирасирского полка (I). Такие служили в 3-м гусарском полк у небезызвестного французского бригадира Шерара, приключения которого красочно описал А. Конан Дойл (2). «Пора бы и на службу...» — подумал лейтенант французской легкой пехоты, 1809 г. (3). Форма польских конных егерей времен зимней кампании 1812 года (4). «Помочь не надо?» — спрашивает кирасир драгуна. Сценка в полевом лагере русской тяжелой кавалерии начала XIX века (5). 27
|