Техника - молодёжи 1985-09, страница 63

Техника - молодёжи 1985-09, страница 63

Ради науки,

а не женщин!

Друзья знаменитого русского химика-органика, академика Петербургской академии наук Н. Н Зинина (1812 1880) хороню знали его скромность, даже застенчивость н общении с иодьми и неирш и за i ельность в

бы in Прослышав и его блестящих выступлениях в защиту женского образования в России, они стали добродушно подтрунивать: мол, знаем, знаем, почему ты гакой рьяный сторонник женского образования, небось мечтаешь, чтобы на лекциях прекрасный пол любовался твоими великолепными усами.

Да что вы, друзья, отшучивался Николай Николаевич. Я и не думаю очаровывать женщин. А что до усов, то они просто помогают мне в работе: на них я. проверяю качество получаемых в опытах красите лей.

Все дело в мужчинах...

Известный советский ученый it области гидродинамики И Я. Кочина в 1958 году была избрана в действительные члены Академии наук СССР. Когда га-«етный репортер сказал Кочи ной, что, наверное, трудно женщине стать академиком, Пелаген Яковлевна возразила:

Her, почему же? Нужно юлько сделать так, чтобы муж чины вас выбрали, нот и все'

Бывает же такое!

Он победил!

Рождественские праздники 1879 года американец Джордж Селден отмечал в ореоле славы. В свой маленький городок он вернулся из Вашингтона с патентом на черк'жи умозрительною автомобиля с керосиновым трехцилиндровым двигателем Каждый мог зайти в его дом и удостовериться в наличии официальных бумаг

После '41 ого, удовлетворив свое честолюбие, он зажил тихой, незаметной жизнью обывателя. Однако в 1900 году Селден снова напомнил о себе, да еще как скромный провинциал подал судебный iich на все авто мобильные фирмы США сразу Следует ли юв< рить, как пере полошился городок!

Высокий суд рассмотрел дело, надо сказать, объективно Он признал патенты Селдена действительными, его претензии не-безобоснованными, но принял

двусмысленное соломоново решение «Пусть истец на собст венные средства построит автомобиль согласно патенту, испытает его в сравнении г другими и тем самым подтвердит свои права на изобретение».

Уязвленный Селден тотчас же принялся лихорадочно соору жать автомобиль с приводом на передние колеса. Это была с ко рее пародия на настоящую ма шину Однако, прежде чем пол попью развалиться, она умудрилась проехать несколько сог ярдов по пыльной улице, что и было по всем правилам зафиксировано местным нотариусом

Автомобильные фирмы, конеч но, огорчились пришлось нас гырному домогателю кое-что за платить. И конечно, это кое-что ни в какое сравнение не шло г прибылями, которые они иолуча ли Но Селден не унывал, он был безмерно pa i выигрышу в судебном процессе Км у куда важнее было сохранить репутацию изобретателя среди обитателей маленького городка

Я победил! не уставал он твердить сиседим с юр-Яостью.

I АРНАУДОВ, инженер

Досье эрудита

«Цветовой орган» патера Кастеля

Монах К а стел ъ предложил в 1720 году идею, по поводу которой ломают головы до сих пор. Он посвятил ей всю жизнь и умер непризнанным. Эта идея заняла «почетное» место в том же ряду, что вечный двигатель, философский камень, панацея от всех болезней. Эта идея «музыка цвета».

Взяв мысль своего предшественника, монаха Кирхера, о том, что «свет это «обезьяна» звука», Кастель довел ее до логического завершения. Он вознамерился создать новую музыку, которую можно было бы слушать и глухим. Эта музыка создавалась красками и воспринималась глазами. Кастель проводит тонкий мысленный опыт. Представьте, говорит он, что воздух стал светиться. Заиграла музыка. Звук это движения частиц воздуха. Что получится? Частицы начнут группироваться, уплотняться и разрежаться, образуя видимые глазам узоры и орнаменты, находящиеся в непрестанном изменении, движе нии. Это и есть «музыка цвета».

Любознательный монах не остановился на рассуждениях и построил «цветовой орган». По казал инструмент, но никто ничего не понял. Изобретатель обиделся и стал еще более замкнутым, странным. Он мечтал. Его воображению рисовались гобелены, сотканные из красок и линий, столь же прекрасные и

соразмерные, как и музыка 11 ве товые ковры меняют настроение и приводят душу к 1армонни и внутреннему согласию. Предвосхищая изобретение киноаппарата. этот «донкихот от математики» (по словам Вольтера) пишет о введении в «музыку цвета» различных геометрических фигур, изображений людей и ж и вотных.

Это «кино» XVII' века так и не было осуществлено. Аппарат изобретателя не сохранился (да и был ли он?}. Новатора высмеяли Дидро и Руссо, хотя Вольтер отзывался о нем довольно сочувственно Нашлись и защитники, а затем и последователи. Рассуждениями француза заинтересовалась Петербургская академия наук. В 1742 году разбору машины и теории Кастеля было посвящено ее специальное заселание.

Если посмотреть современную литературу по цветомузыке, то имя чудака монаха непременно упоминается в ней. FcTb и современные «кастелианны», слепо верящие и фанатично ищущие искусство «музыки пвета». Это искусство пока не существует. Но радиоэлектроника и оптика нашли применение этой идее: оно в создании и использовании цветовых эффектов при исполнении музыкальных произведений, в оформлении интерьера, в выставочной экспозиции, в дизайне.

Используя латинское вы раже ние, можно сказать, что идеи, как и люди, имеют свою судьбу. Свою судьбу обрела и идея монаха, обладавшего настойчивостью ученого и любопытс I вом ребенка

Л МЕЛЬНИКОВ, кандидат ис к уест bob едония

Уголок этимолога

Развитие и «развитие»

Сто с лишним ле! назад в оби ходе русского образованного об щества стало необычайно попу лярным слово «развитие» В кни гах, брошюрах, статьях, на лек циях и на уроках, в застольных речах и в салонных ран око pax всюду мелькало чю слово. Откуда же оно взялось-*

Оказывается, его внел в науку англичанин Уильям Гарней I 1578 1657), коюрый провоз гласил знаменитый принцип: «все живое происходит из яйца». Но как представлял он себе это яйцо? В виде взрослою, но многократно уменьшенного организма, окруженного оболочкой- Все части такого микроскопического животного Гарвей считал водянистыми, прозрачными и так скомканными, так перепутанными, так завитыми одна вокруг

w

фугой, чю их невозможно pat пугать и различить. Чтобы сi ать видимыми, они должны были в буквальном смысле слова развиться, а потом уж стат ь непрозрачными, плотными. Так, в результате усиленного vnoi-реблеиия слово «развиться» \[ ратило свое первоначальное зна чение «распу iai ьс я, раскрути ся, распрямиться» и cia.io озпа чать «стать сильнее ок1н путь, укрепиться, созреть ду но. умственно, усилиться, Дот до значшелыюй степени».