Техника - молодёжи 1985-10, страница 29

Техника - молодёжи 1985-10, страница 29

надо избежать устройства под землей цеха сушки, для которого требуется много проточного воздуха и тепла.

Вот тут-то и вспомнишь капитальные, величественные сооружения 4-го рудоуправления. Да мыслимо ли такой заводище загнать на полукилометровую глубину?!

Оказывается, можно. Хотя для того, чтобы убедиться в этом и представить веские доказательства, потребовались многомесячные поиски. Разумеется, молодым энтузиастам из КТМК помогали более опытные сотрудники — ученые и производственники. Ряд экспериментов, например, был проведен в лаборатории Белорусского технологического института имени С. М. Кирова под руководством Г. Ф. Пинаева.

...Не стану вдаваться в детали поисков. Самое главное: не оробели молодые проектировщики перед замысловатой задачей. Не стушевались: мол, крупные специалисты много лет большими коллективами создавали существующие технологические циклы, а тут на общественных началах, в свободное время, небольшими силами... разве возможно? Разве не наивное ребячество?

Нет, не ребячество. Да, возможно. Теперь это ясно. Зарегистрировано изобретение А. С Брод-та- способ гравитационного обогащения руд. Это и есть решение задачи, входящей в комплекс со-лигорской безотходной технологии. Суть его такова.

Различить кусочки натриевой и калийной соли в бытовых условиях просто: первые имеют соленый вкус, а вторые — жгучий горько-соленый. А вот технологам распознавание приходится вести по другим критериям. Например, по плотности.

В продуктивном слое содержится сильвин (калийная соль), галит (натриевая, поваренная соль) и глины; их плотности соответственно равны 1,99, 2,17 и 2,60 г/см1. Следовательно, если имеется жидкость плотностью 2,05 г/см', то кусочки сильвина будут в ней всплывать, а галита и глины — тонуть. Кроме того, чтобы избежать тепловых затрат на сушку, надо иметь жидкость с низкой точкой кипения. Если, скажем, она кипит при комнатной температуре, то в шахте не потребуется никакого специального подогрева и

мощного проточного воздухотока.

В конце концов жидкость с такими заранее намеченными качествами удалось найти. Разработали схему необходимой аппаратуры, всего технологического процесса.

Этот новый способ допускает три варианта исполнения. Под землей может быть построена компактная станция подземного обогащения руды. Или конструируется передвижная обогатительная установка. Она может перемещаться по участкам шахтного поля, которые разрабатываются горными комбайнами. Или создается комплексный подземный комбайн, осуществляющий и добычу, и обогащение руды в едином последовательном цикле. Во всех трех случаях пустая порода остается под землей, а на поверхность подается готовая продукция.

Значит, по существу, безотходное производство? Экологически рентабельная технология? Да, та самая технология, о которой мечтают и за которую борются защитники природы. Ну а как рентабельность? Не обойдется ли новая технология втридорога?

Подсчитано. Нет, не обойдется. Ведь если учесть ущерб, причиняемый природе современными предприятиями, то их экономичность может оказаться под большим вопросом. Вспомним хотя бы о тех сотнях миллионов рублей, которые требуются только на пассивную защиту окружающей среды в Солигорском промрайоне.

АКТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДЫ

У меня в руках документ — объемистая папка с материалами работы КТМК. Название: «Разработка экологически чистой технологии производства калийных удобрений». Это научное, техническое, экономическое и — самое главное! — экологическое обоснование проекта. Работа выдвинута на соискание премии Ленинского комсомола.

Реализация проекта на практике остается проблематичной, по крайней мере, на ближайшие годы. Но за это время и можно довести нестандартный проект КТМК по Солигорску до необходимой кондиции силами научно-исследо-вательских и проектных институтов. Создание и внедрение в прак

тику безотходных технологий, сберегающих окружающую среду, экологически рентабельных — актуальнейшая народнохозяйственная проблема. Это подчеркнуто в партийных и государственных документах, об этом, в частности, упоминалось на июньском совещании в ЦК КПСС. Охрана и рациональное использование природных ресурсов — это охрана нашего будущего.

Когда я разговаривал со специалистами КТМК, меня то и дело отвлекала мысль: а ведь очень здорово, что молодые ребята взялись за эту работу! Ведь я, в сущности, встретился в их лице с тем самым неблизким будущим, о котором мечтал десяток лет назад. Тогда я фантазировал о том, что когда-нибудь удастся осуществить все технологические процессы в земных недрах, подавая на-гора калийный концентрат. Даже написал об этом в книге «Солигорск и наша планета». И вот, выходит, это будущее уже началось. Его ростки пробиваются на свет и даже дают свои плоды. Радует не только добротный уровень научных исследований и проектов, но и высокий уровень духовных устремлений тех, кто не словом, а делом стремится беречь родную землю.

Небывало мощная техника добывает для нас материальные блага. Изымаются они из кладовых природы, которые не бездонны. Но, забывая об их восполнении, рачительном использовании и охране, человек может превратиться в бездумного и алчного потребителя.

Подошло к критической черте общество потребления, жаждущее денег, прибылей, власти, материальных благ, то самое общество, которое сегодня, как говорится, «делает погоду» в богатейших капиталистических странах. Оно экологически изживает себя. Это — тупиковый путь научно-технической цивилизации.

Будущее — за духовно полноценным человеком коммунистического завтра, осознающим свою ответственность за земную природу, способным укротить земные стихии, укротить разрушительную для природы технику.

Нам уже теперь нужно разрабатывать технологии будущего — экологически рентабельные, сберегающие природу.

27