Техника - молодёжи 1985-10, страница 28

Техника - молодёжи 1985-10, страница 28

ли, а также глин. Калииные слои, а точнее сказать, прослоечки образуют три продуктивных горизонта. Их проще всего выбирать разом. Так и делали поначалу, получая при этом особенно много пустой породы. Теперь эта система добычи заменяется более рациональной: продуктивные горизонты разрабатываются выборочно. Таким образом, на поверхности оказывается примерно вдвое меньше пустой породы (натриевой соли), чем раньше.

Правда, «соленых» отходов по-прежнему много. Оберегая от их вредного воздействия почвы и природные воды, горняки увеличивают высоту солеотвалов, устраивают вокруг них ловушки для рассолов — своеобразные канавы,— укладывают на дно шламохрани-лищ полиэтиленовые, непроницаемые для соли защитные экраны и т. д.

Есть еще один активный метод охраны природы и борьбы с отходами — их переработка Из га-лита можно получать кормовую соль, материал для дорожного покрытия, а из засоленных глин шламохранилищ — специализированные удобрения. К сожалению, в данном случае основную массу пустой породы составляет поваренная соль, содержащая глину вместе с токсичными химическими реагентами, что не позволяет использовать этот способ в широких масштабах.

...Надо отдать должное белорусским проектировщикам, ученым и производственникам. Учтя все доступные в настоящее время средства борьбы с отходами и засолением, они предложили ряд мер по охране природы в промраионе.

Эти меры, пожалуй, подобны системам глухой защиты, применяемым в игровых видах спорта для нейтрализации активных действий нападающей стороны. Скажем, начинается проседание земной поверхности, заболачивание — надо устроить дренаж, осушение почвы. Если просадки затрагивают поселки — перенести строения. Высок общий уровень грунтовых вод — снизить уровень воды в водохранилище, а чтобы сохранить . его первоначальный объем — углубить дно... Правда, есть одно «но». Стоимость предлагаемых мероприятий исчисляется в сотнях миллионов рублей. Сумма значительная. Впрочем,

вряд ли кто-либо считает затраты такого рода излишними или чрезмерными: природу надо сохранять.

Однако есть проблема и вовсе не учтенная проектом: в недрах по-прежнему остается очень много калийных солей, в то время как наиболее богатые слои через несколько десятилетий будут исчерпаны. Да и сельскохозяйственные угодья все-таки обречены на немалые потери, отторгаются сотни, тысячи гектаров плодородных земель.

ИДЕЯ МОЛОДЫХ

Отметим, что и сами разработчики «глухой защиты» не сочли проект вполне удовлетворительным. Подчеркнули, что требуются дополнительные научно-исследо-вательские работы, нацеленные на изобретение и внедрение малоотходной технологии, на утилизацию и захоронение отходов. Но кто и когда будет создавать такую технологию?

И тут неожиданно для многих раздался голос молодых специалистов: такая технология есть!

Смелое заявление было воспринято с вполне естественным недоверием. Новая технология — дело нешуточное. Тут общими словами и красивыми идеями не обойдешься. Необходимы конструктивные, выверенные решения, точность которых доказана, а экономический эффект подсчитан. Все это не сделаешь без долгих совместных работ горняков, химиков, технологов...

В данном случае все необходимые условия были соблюдены. Потому что выступил со своим предложением комплексный творческий молодежный коллектив (КТМК) сотрудников Белорусского филиала Всесоюзного научно-ис-следовательского института галургии. Эта неформальная организация (КТМК) объединила специалистов разных профилей. Возникла она в марте 1981 года и была утверждена приказом директора филиала.

«Костяк» составили А. Бродт, С Доржинкевич, К. Ситко, А- Тур-чак и другие энтузиасты. Перед ними стояла задача: найти такой способ добычи и обогащения калийной руды, который даст наименьшее количество отходов и причинит наименьший урон окру

жающей среде. В принципе идея сводилась к тому, чтобы все основные производственные процессы завершались под землей, чтобы пустая порода не поступала на поверхность, а оставалась в недрах, заполняя выработанные полости. Двойная выгода: нет опасности засоления почв и природных вод, а также исключаются крупные просадки земной поверхности.

Кто побывал однажды в калийной шахте, тот надолго запоминает нарядные своды просторных тоннелей, раскрашенные разноцветными прожилками пород. Красота, да и только. Однако первое впечатление обманчиво. Здесь дает себя знать миллионотонная толща горных пород, давящая со всех сторон. Там вспучится от горного давления пол, там обрушится потолок. Вырабатывая продуктивные пласты, необходимо заботиться о том, чтобы образующаяся полость сохраняла устойчивость. Для этого следом за движущимся горным комбайном монтируется сложная система искусственной крепи. Вдобавок приходится оставлять так называемые целики, представляющие собой мощные подземные колонны — естественную крепь, позволяющую вести безопасную разработку.

А нельзя ли, не уменьшая степени безопасности подземных работ, выбирать как можно больше руды и как можно меньше пустой породы? Оказывается, способ есть. Он был предложен еще в 1970 году солигорским инженером А. Бес-сарабовым: горный комбайн выборочно разрабатывает наиболее богатые калием слои, а из пустой породы выпиливает крупные блоки, которые укладываются штабелями в выработках, что, естественно, увеличивает их стойкость к горному давлению. Оценив красивое решение сложной технической задачи, ребята из КТМК решили пойти дальше. Ведь при способе А. Бессарабова добываемая соль хотя и обогащена калием, но все равно содержит около 60% пустой породы. Чтобы избавиться от нее, надо изобрести способ обогащения любой руды без громоздкой аппаратуры и больших энергетических затрат. При этом пустая порода (глина, поваренная соль) должна оставаться сухой, чтобы ее можно было закладывать в подземные пустоты. В то же время

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Вспучивание глины

Близкие к этой страницы