Техника - молодёжи 1985-10, страница 25

Техника - молодёжи 1985-10, страница 25

Иллюстрация к роману А Беляева «Голова профессора Доуэля».

бывшие независимыми ветви сюжетной скульптуры — «светская» и народная — встретились, и начался закономерный процесс их взаимного обогащения. С одной стороны, работавшие на фарфоровых предприятиях наши талантливые ремесленники разнообразили традиционные западные идиллически-сентименталь-

«Эиологическая катастрофа, или Последняя селенитка». Цивилизация—дитя планеты, давшей ей жизнь сама разрушает свой дом, превращая его в безжизненный шар.

ные композиции внесением ярких национальных персонажей и ситуаций из русского быта; с другой — в самобытное народное искусство резьбы по дереву стали все чаще вторгаться сюжеты, подсказанные литературой,— например, теми же баснями. Так закладывались основы сегодняшнего положения дел в этой области, когда мы можем с восхищением любоваться циклом скульптурных иллюстраций к любимому литературному произведению, даже не задумываясь о том, из какого материала они выполнены...

нечисть),— жалуется наш постоянный читатель, руководитель кружков станции юных техников из города Геническа Херсонской области Баранов.— А ведь объемное изображение фантастических героев в фантастических ситуациях — разве это не интересно?»

Так пишет читатель. Но, надо сказать, он не идет по проторенной дорожке иных, которые недостатки-то видят, а ничего позитивного даже и не пытаются предложить. Он высказывает пожелание, чтобы под рубрикой «Время — Пространство — Человек» почаще появлялись бы «не

Иллюстрация к роману В Головачева «Реликт».

К сожалению, не так часто встретишь на какой-нибудь выставке работы, созданные по мотивам научной фантастики. По неизвестной причине даже вошедшие в золотой фонд мировой литературы произведения этого популярного жанра, как правило, остаются вне поля зрения профессионалов. Да и на наш традиционный конкурс «Время Пространство — Человек» таковые практически не поступают. В «ТМ» № 5 за 1982 год мы писали о творчестве А. Покотюка из Львовской области. Вот, пожалуй, и все.

«Фантастика в скульптуре встречается разве что в виде так называемой лесной скульптуры (лешие, гномы, черти и прочая

просто фантастические пейзажи, а именно Человек будущего, Человек в экстремальных условиях, Человек-борец, Человек ищущий.. » Более того, А. Баранов, с детства увлекаясь научной фантастикой и резьбой по дереву, даже сам попробовал проиллюстрировать ряд фантастических произведений, а затем и разработал несколько собственных сюжетов. Некоторые из них с комментариями автора мы предлагаем вашему вниманию.

Что ж, начинание вполне удачное. На мой взгляд, этот смелый синтез традиционной формы и нового содержания дал отличные результаты.

Николай ВЕЧКАНОВ, скульптор

23