Техника - молодёжи 1985-10, страница 24

Техника - молодёжи 1985-10, страница 24

«Азбука мира». Землянин обучает инопланетное существо русскому языку. Перед ними «Азбука». На развороте книги алфавит и слова: «Мама, миру — мир».

НАСЛЕДНИКИ

венной литературой и ее предте чами мифологией, эпосом, былинами. Так, знаменитые танагр-ские терракоты, украшающие сейчас лучшие музеи мира, чаще всего иллюстрируют мифы и легенды Древней Эллады...

В многовековой истории раз вития сюжетной скульптуры на территории нашей страны можно выделить один, я бы сказал, переломный момент. Долгое время она существовала, если можно так выразиться, в двух обличьях: народные умельцы резали затейливые фигурки из дерева, лепили и раскрашивали забавных зверу-

БУРАТИНО

Нередко думают, что скульптура - самый монументальный вид изобразительного искусства. Действительно, это слово невольно вызывает у нас ассоциации с величественным Сфинксом, многометровым изваянием Будды, фигурами афинского Парфенона, работами Микеланджело, Фальконе, Мухиной... На самом же деле понятие «скульптура» охватывает обширнейший диапазон объемных изображений, весьма различных по размерам, технике исполнения, форме и содержанию. Но неверно было бы уподобить предмет нашего разговора этакому развесистому дереву, ствол у которого всего один, а во-все стороны отходят многочисленные ответвления. Скульптура как вид изобразительного искусства скорее похожа на плотно увязанный пучок прекрасных, но самых разнообразных растений, корни каждо

го из которых тянутся в далекое прошлое.

Не является исключением и жанр, который можно условно назвать «сюжетной скульптурой» (если понимать слово «сюжет» в его литературном значении) и к которому относятся, например, широко известные фарфоровые статуэтки, изображающие различные бытовые сценки. Сюжетная скульптура возникла тысячелетия назад и была распространена повсеместно - от Средиземноморья до Дальнего Востока (да и в еще не открытой Америке она, по-видимому, пользовалась не меньшей популярностью). Из всех видов скульптуры этот, пожалуй, имеет наиболее явные «родственные связи» с художест-

шек для себя и своих детей, тогда как знать предпочитала украшать интерьеры «импортными», ввозимыми с Запада и Востока произведениями. Картина коренным образом изменилась во второй половине XVIII века, в связи с быстрым развитием отечественного фарфорового производства появился материал, изделия из которого способны были удов летворить даже самого капризного ценителя. Разумеется, фарфоровые безделушки и теперь обходились недешево, но все же стоимость их постепенно и не уклонно снижалась, и по мере этого они получали все более широкое распространение. Наконец, количество, как и следовало ожидать, перешло в качество: две

«Дети Вселенной». Материя существует вечно. Миллиарды лет назад она произвела на свет жизнь, а сравнительно недавно — разум, с помощью которого сможет когда нибудь познать самое себя.