Техника - молодёжи 1985-10, страница 42

Техника - молодёжи 1985-10, страница 42

Командир батареи капитан Г. А. Александер в период второго штурма Севастополя.

успели 'вырыть котлованы для башен и несколько подземных погребов, после чего строительство батареи законсервировали — россий ский флот господствовал на Черном море в 1914 -1917 годах, и корабли противника не смели показываться близ его базы.

В конце 20 х годов командование морских сил Черного и Азовского морей решило завершить строительство и обратилось к наркому обороны К- Е. Ворошилову за поддержкой. Нарком проект одоб рил, и работы начались незамедлительно. Специалисты экономили каждый рубль - при строительстве широко использовали многие механизмы и детали, оставшиеся от тяжелых боевых кораблей царского флота.

В 1933 году батарея береговой обороны, по мощности залпа равная линкору, вступила в строи. Ей присвоили № 30, командиром назначили выпускника Московского артиллерийского училища, капитана Георгия Александера, военко мом — старшего политрука Ерми-ла Соловьева.

ПЕРВЫЙ ШТУРМ СЕВАСТОПОЛЯ 30 ОКТЯБРЯ — 21 НОЯБРЯ 1941 ГОДА

1941 год, началась Великая Отечественная война... На всех фронтах шли тяжелые бон. Германское командование рассчитывало с ходу овладеть Севастополем. Но 1 ноября 1941 года, ровно в 12 ч 40 мин, на колонны мотомехчастей фашистов внезапно обрушился огневой удар невиданной мощи. Это было тем более неожиданно, что, по сведе ниям немецкой разведки, на данном направлении было мало частей Красной Армии.

...Донесения корректировочных постов, хранящиеся ныне в Центральном военно-морском архиве, свидетельствуют, как методично, е какой-то яростной пунктуальностью батарея Александера день за днем уничтожала живую силу про тивника, танки, бронетранспортеры и орудия. Этот особый стиль «тридцатой» ощущается в лаконичных записях в «Журнале боевых действий батареи»

«4 ноября 1941 года. 14 ч 55 мин. Выпущено по наступающей пехоте и минометной батарее 19 шрапнелей. Батарея подавлена, наступление приостановлено.

16 ч 36 мин. По балке Коба-Джи-га 6 снарядов /летчики заметили там скопление техники противника.- Л В./.

19 ч 10 мин. Заградительный огонь по шоссе Симферополь -Бахчисарай и по железной дороге... 21 снаряд. Рассеяно до батальона пехоты /Батальон вермахта насчитывал до 600 солдат.— Л. В./.

22 ч 00 мин. Шесть фугасных снарядов по пехоте...»

Прибыв в Севастополь, командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров тщательно изучил обстановку, оценил исключительно удачное расположение двухбашенной, четырехорудийной батареи Александера, ее «царственный» калибр — двенадцать дюймов - 305 мм, способность вести огонь по кораблям противника и по его сухопутным частям. Связавшись по телефону с «тридцатой», Петров потребовал обстоятельного доклада

— Какими снарядами вы располагаете? — спросил генерал.

— Фугасными, осколочными, осколочно-фугасными, бронебойными, бетонобойными, фугасно-бронебойными, шрапнельными, зажигательными, дымовыми, осветительными и,— Александер несколько замялся,— и еще с листовками...

ВТОРОЙ ШТУРМ СЕВАСТОПОЛЯ 17 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА — 1 ЯНВАРЯ 1942 ГОДА

Есть в Севастополе памятное место — командный пункт Приморской армии, ныне превращенный в мемориал Отсюда многие месяцы осуществлялось руководство обороной главной базы флота. Здесь под защитой бетонированных сводов «дирижировали» ходом боев командующий Севастопольским оборонительным районом, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, его заместитель по сухопутной обороне генерал-майор

И. Е. Петров. Отсюда шли приказы и на батарею Александера.

Наш рассказ только о 30-й батарее, и поэтому мы вынуждены оставить за его рамками подвиги многих героев Севастопольской обороны.

...Второй штурм Севастополя начался утром 17 декабря после сильной артподготовки. По приказу Манштейна в наступление ринулись пять дивизий. В первую очередь гитлеровцы стремились захватить батарею Александера, поэтому в районе реки Бельбек и Мекензие-вых гор разгорелись особо ожесточенные бои. Но в глубоких потернах и на командном пункте батареи шум боев был едва слышен Александер, склонившись над картой, производил необходимые расчеты, после чего командовал: «Изготовиться к стрельбе!»

«Опять появились немецкие танки, мы насчитали их 12, повернули в нашу сторону и, выстроившись в линию, метров с. 300 открыли огонь по командному пункту,— вспоминал участник боев Д. И. Пискунов.— Положение создалось довольно затруднительное. Но тут

Свидетельство фантастической живучести «тридцатой» — стволы двенадцатидюймовых орудий, иссеченные осколками, вели огонь по противнику.

СТРАНИЦЫ ВОЕННОЙ ХРОНИКИ