Техника - молодёжи 1985-10, страница 39

Техника - молодёжи 1985-10, страница 39

снабженные двумя наклонными выступами, входившими в нарезы. Однако работники арсенала не сумели качественно выполнить ствол и снаряды. Поэтому последние при стрельбе то и дело застревали, и в конце концов шведские артиллеристы прекратили эксперименты с этой пушкой.

Занимались нарезными орудиями и англичане Ланкастер, Армстронг и Уитворт. В частности, последний, подхватив идею полигональных стволов, выдвинутую еще в XVIII веке российским академиком Лейтманом, предложил вести огонь полигональными снарядами, Они представляли собой скрученную шестигранную пирамиду с овальной головной частью, Шестигранными были и каналы стволов пушек, изготовленных англичанами для своей и турецкой армий. Однако, опробовав эту вроде бы перспективную, но сложную и дорогостоящую новинку, артиллеристы решительно отказались от нее.

По мнению большинства военных специалистов тех лет, целесообразнее было модернизировать отработанные и проверенные гладкоствольные орудия, заряжавшиеся с дульной части. Проделав в каналах их стволов нарезы, можно было несколько увеличить дальность и точность огня, Так поступили еще в Крымскую войну русские инженеры, снабдив в 1854—1855 годах нарезами сначала двенадцатифунтовые, а затем четырех- и шестифунтовые пушки. После войны, когда было решено таким же образом обновить осадную артиллерию, нарезами снабдили каналы стволов пушек образца 1838 года. Справедливости ради отметим, что модернизированные орудия оказались недолговечными: нарезы, проделанные в бронзовых и чугунных стволах, быстро выгорали и стирались, и пушки вновь превращались в гладкоствольные.

В 1858 году в России завершилось проектирование новой, легкой, четырехфунтовой пушки, бронзовый ствол которой имел шесть нарезов. Специально для этого орудия профессор Маи-евский создал 4,6-килограммовую чугунную гранату, корпус которой имел выступы, входившие при заряжании в нарезы ствола. Это хитроумное устрой-ство задавало вылетающему снаряду

продолговатой формы с конусообразной, хорошо обтекаемой головной частью. Такие снаряды устойчиво держались на траектории за счет того, что при полете стремительно вращались вокруг своей продольной оси.

Работая над принципиально новыми артсистемами, инженеры многих стран пришли к выводу, что стволы, рассчитанные на усиленный пороховой заряд, нужно делать не из чугуна и бронзы, как практиковалось ранее, а из более прочного сплава — стали. Это позволило изготавливать колоссальные по тем временам артсистемы, Скажем, двенадцатидюймовое морское орудие, Отлитое английскими мастерами, оно состояло из шести массивных частей, Нарезной ствол из кованой стали для пущей надежности поочередно окружали железный казенник, два железных полукольца в центре и общая стальная оболочка. Стоит ли удивляться тому, что это дульнозарядное орудие длиной около 8 м весило 35 т!

Естественно, для новых орудий понадобились и лафеты повышенной прочности, выдерживающие мгновенное, мощное воздействие при откате. До 60-х годов их, как правило, изготавливали из двух деревянных станин, скрепленных металлическими болтами, угольниками и накладками. На стационарных батареях они устанавливались непосредственно на грунте или на поворотных платформах.

Иное дело—станки для тяжелых пушек особого назначения, вроде упоминавшегося выше морского орудия.

С их помощью орудие после выстрела втягивали внутрь башни, ствол наклоняли к люку в палубе, через который механизмами подавали порох и снаряд, досылая их в дуло.

Тем временем во многие армии начали поступать образцы казнозаряд-ных, нарезных орудий. В 1860—1862 годах в России приняли на вооружение двенадцати- и двадцатичетырехфунтовые чугунные пушки системы Маиев-ского, тем самым приступив к переоснащению войск новыми артсистемами. Подобные преобразования проводились также в Пруссии, Англии и отчасти во Франции. Наступала новая эра в истории артиллерии...