Техника - молодёжи 1985-11, страница 39Мгновение., и появилась картина «Фестивальные узоры»». Всего группой художественного фона было подготовлено около 400 картин. жекторов высветили белоснежные пачки балерин. Помнится, на закрытии Московской Олимпиады организаторы то же включили в программу балетные номера. Тогда выступление прош ло не совсем так. как было задумано. Рассеивающие лучи больших спортивных прожекторов не смогли достаточно четко выделить балет ную группу. Свет по всему полю рассеивался с одинаковой яркостью. Осветителям в тот раз пришлось только руками разводить — не было нужных светильников. Та ких, как театральные, с узким пучком света. Могли бы, конечно, и их использовать Но дело в том, что «дальнобойность» театральных прожекторов не превышает 30 м Для гигантской же арены нужно в три, а то и в четыре раза больше. Да такой световой поток, чтобы был сконцентрированным и не рассеивался по полю. В этот раз проблему с прожек торами поручили решить главному осветителю спорткомплекса «Олимпийский» Николаю Нашутинскому. Он со своими товарищами проявил немалую изобретательность. Нужно было смастерить высоковольтную лампу с узким пучком света, которая с яркостью 120- 130 люкс могла бы высвечивать небольшие участки поля на расстоянии от 70 до 120 м. При этом световая пропорция по отношению к второстепенным сценам должна была составлять 3:1. Только тогда зрители могли бы сразу выделить, где происходит главное действие на поле. При меньшем же освещении оно бы терялось. При большем - световое пятно было бы слишком резким. За основу взяли стандартную авиационную лампу. В нее вмонтировали еще несколько нитей накала. И когда провели серию замеров на спортивном поле, освещенность главных сцен по отношению к второстепенным была выдержана в соответствии с нужной пропорцией. Лампы установили на башнях по краям футбольного поля на высоте 8 м. На каждой по 144 светильника белого, оранжевого и синего цветов. При этом удалось создать такой световой поток и такую гамму красок, что рукотворное озеро из ткани стало выглядеть как настоящее. Уже потом, когда представление закончилось под восторженные рукоплескания, в кабину к осветителям зашел донельзя довольный постановщик балетных сцен, народный артист СССР Юрий Григорович. Зашел, чтобы разделить успех вместе с осветителями Уж он-то, огорченный прошлым опытом, до последнего момента опасался, что световые эффекты здесь, на стадионе, могут снова не получиться. ...В опускающихся летних сумерках все ярче и ярче полыхает фестивальный огонь. А на поле уже появляется цирковая кавалькада. На передвижных манежах с сольными номерами выступают 350 ве дущих артистов советского цирка: клоуны, жонглеры, акробаты, эксцентрики. Как и положено в цирке, стремительно меняются номера. Вот необычное шествие огромных надувных кукол — под стать размерам необычной арены. На них ушло около 500 баллонов с гелием. А ноги этих возвышающихся над циркачами семнадцатиметровых гиган МОСКОВСКИИ ВСЕМИРНЫЙ 37 |