Техника - молодёжи 1986-07, страница 16

Техника - молодёжи 1986-07, страница 16

Надежность ЛЭП определяется и другими параметрами. Важнейший из них — уровень готовности. Это время, в течение которого она готова передавать полную мощность. Для линий постоянного тока средний показатель уровня готовности составляет 88%. У отдельных ЛЭП он достигает 93—95%. Таким образом, несмотря на относительную сложность преобразовательных подстанций, снижение уровня готовности из-за оборудования посто-янногб тока и вентилей не превышает 2—3%. Другой показатель надежности — число рабочих часов в году. Для магистрали Экибастуз — Центр он равен 7000. Это выше среднего мирового уровня. Остальное время предназначено на плановые и аварийные ремонты преобразовательных станций, воздушной линии и различного оборудования.

Есть ли резервы повышения надежности? Безусловно. Наиболее эффективный путь — улучшение организации и сокращение времени ремонтных работ.

Итак, ЛЭП постоянного тока достаточно надежны. Специалисты предполагают, что по магистрали Экибастуз — Центр можно будет ежегодно передавать на 4—5 млрд. кВт» ч больше, чем предусмотрено проектом.

Но как «впишутся» эти ЛЭП в существующую сеть переменного тока? Не окажутся ли они инородными вкраплениями в энергосистему? Наоборот — они станут весьма нужным дополнением к системе переменного тока. Сейчас мы вплотную подошли к объединению энергосистем отдельных районов страны. Технико-экономические преимущества такой интеграции общеизвестны: повышение надежности энергоснабжения, улучшение использования мощности электростанций, снижение удельного расхода топлива и т. д. Но при объединении энергосистем возрастают токи короткого замыкания. В ряде случаев это требует замены автоматических высоковольтных выключателей на более мощные, реконструкции системы защиты и проведения других дорогостоящих мероприятий. При введении в энергосистему ЛЭП постоянного тока подобных трудностей не возникает, так как передача постоянного тока преграждает путь переменным токам короткого замыкания. При этом существенно повышается устойчивость работы таких комбинированных линий. И, наконец, они

позволяют объединить энергосистемы, работающие не только не синхронно, но даже с различными частотами, поскольку связь между ними осуществляется постоянным током. Словом, преимущества передач постоянного тока настолько очевидны, что в действующую энергосистему стали внедрять их различные варианты. И совсем не обязательно иметь линию постоянного тока, связывающую две преобразовательные подстанции. Их можно совместить воедино. Такие установки с одной совмещенной подстанцией называются вставками постоянного тока. Они находят все более широкое применение в электроэнергетике.

А что же сдерживает ускоренное развитие ЛЭП постоянного тока? Первое — отсутствие тиристоров, рассчитанных на еще большие токи и напряжение. Их внедрение позволило бы значительно сократить число этих приборов, уменьшить габариты высоковольтных тиристор-ных вентилей, мостов и, соответственно, зданий преобразовательных подстанций. Но прогресс в этой области техники идет весьма быстро, и можно ожидать их появления уже в недалеком будущем. Второе — отсутствие выключателей постоянного тока, способных работать в сетях сверхвысокого и ультравысокого напряжения сложной конфигурации. Есть и другие причины. Но и решение всех других проблем, над которыми специалисты продолжают упорно работать, не за горами.

А каковы перспективы применения электропередачи постоянного тока? Каково их «завтра»? Предполагается, что передача Экибастуз — Центр будет продлена и соединит электростанции Экибастуза с электростанциями КАТЭКа. ЛЭП постоянного тока напряжением 1500 кВ позволят также связать объединенные энергосистемы Сибири, Урала, Северного Кавказа и Средней Азии.

Напряжение 1500 кВ, по мнению специалистов, далеко не предел. Вполне реальной задачей, как показывают исследования, является повышение напряжения линий постоянного тока до 2250—2500 кВ. Такие магистрали будут иметь еще большую мощность (15—20 млн. кВт) и пропускную способность. Можно ожидать, что они появятся еще в нашем столетии. А в начале XXI века найдут широкое применение при передаче электроэнергии на сверхдальние расстояния.

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года говорится, что «коренная задача — укреплять связи науки и производства, создавать такие организационные формы интеграции науки, техники и производства, которые позволяют обеспечить четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого применения на практике».

Вот уже шесть лет на производственном объединении Жданов- * тяжмаш действует научный отдел спецэлектрометаллургии, где разрабатываются новые технологии и тут же внедряются в производство. Как добились такого взаимопонимания ученые и рабочие Жданов-тяжмаша, рассказывается в предлагаемом очерке.

ДИРЕКТОР

Леонид АРИХ,

наш спец. корр.

По территорий завода быстрым шагом шел человек. Это был молодой начальник технологического бюро отдела главного сварщика Анатолий Чепурной. Казалось, он, как и все после смены, торопился к проходной, за которой начиналась другая жизнь. Однако, не доходя до нее, Чепурной свернул к зданию заводоуправления.

«И зачем я ему понадобился?» — недоумевал Чепурной, поднимаясь на третий этаж. Минут пятнадцать назад генеральный директор производственного объединения Жда-новтяжмаш Игорь Дмитриевич На-гаевский вызвал Чепурного по селектору и, ничего не объясняя, сказал лишь: «Срочно зайди».

Вошел. Остановился в нерешительности.

— Садись, пиши расписку,— строго приказал генеральный и, сунув вошедшему бумагу и карандаш, начал диктовать: — Я, Чепурной Анатолий Данилович, обязуюсь подготовить диссертацию...— он сделал маленькую паузу, полистал настольный календарь и закончил:—... в двухмесячный срок.

Анатолий писал без возражений. Ему были знакомы чудачества ге

14