Техника - молодёжи 1986-07, страница 23

Техника - молодёжи 1986-07, страница 23

комсомола). Несмотря на позднее время, художники были заняты вовсю. На столе лежала, а точнее сказать, дыбилась очень странная картина — с оборота вся в заплатах и заклейках, а с лица прошитая нитками.

Необычна была и живопись — какая-то сказочная, былинная, невиданная никогда ранее. Кто же это, спросил я. Ефим Честняков, услыхал в ответ имя. А заплаты, заклейки? Оказалось, что полотно это еще при жизни художника не выдержало тяжести красок и в некоторых местах прорвалось, тогда он и подклеил с изнанки куски материи, а для прочности — прошил их нитками. Неправильное хранение привело к усадке холста, он сжался, образовались морщины красочного слоя, которые со временем затвердели и выровнять их было практически невозможно...

Сегодня, когда мы уже знаем о потрясающем успехе картин Ефима Честнякова во многих наших городах, а также в Париже, Турине, Флоренции, когда мы уже столько о нем читали, нам трудно представить, что всего десять с небольшим

распевают...»

Когда работники музея собрали все картины художника (все ли? а сколько утеряно?), то стало ясно, что из-под спуда забытья достали невиданное сокровище, увы. сильно попорченное временем. Когда загрязненные, покрытые слоем пыли и копоти, с осыпавшимся красочным слоем, а иногда и разрезанные на несколько частей, полотна деревенского художника легли на столы реставраторов, мало кто верил, что их удастся восстановить.

И все-таки удалось. Из мастерских ВНИИ реставрации картины выходили, словно художник только что наложил последний мазок, поставил подпись и покрыл картину лаком. С этих картин и началось для нас открытие Ефима Честнякова философа, писателя, поэта, драматурга, фантазера.

За минувшее десятилетие восстановлено более 150 картин художника, но до сих пор продолжают поступать сюда неизвестные раньше работы. Недавно, например, житель Алушты принес сильно потрепанный холст, которому реставраторы дали условное название «Дорога на Ярмарку». Не меньше года придется им потратить, чтобы его возродить.

лауреаты премии ленинского комсомола

лет назад никто ничего о нем не слышал.

Семьдесят из своих девяноста почти лет прожил художник в глухой деревне Шаблово Костромской области, вместе с героями своих картин пахал и обедал в поле. Он был учеником И. Е. Репина, и тот говорил о его работах: «...талантливо. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу». Когда Честняков умер, сотни его картин крестьяне разобрали по домам — на память о всеобщем любимце и чудаке.

Кто-то аккуратно повесил их в красный угол избы, кто-то положил в чулан или на чердак. И пылились они и портились, без рамок, скатанные в рулоны, иногда сложенные вчетверо.

Так было многие годы, пока не приехали в Шаблово сотрудники Костромского музея и случайно не увидали необычные произведения. Они в самом деле были странные. Вот крестьянская семья везет на подводе преогромное яблоко, которым всю деревню накормили и «кушали его сырым и печеным, и в киселе, и перемерзшим... И хватило им яблока на всю осень и зиму...» (Это уже из сказки, каких много

ПАРТИЯ ВЫСОКО ЦЕНИТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ ВСЕМИ НАМИ ОЩУЩАЕМЫЙ ПОДЪЕМ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ВОЗРОСШИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА, К БОГАТСТВАМ НАШЕЙ МНОГОВЕКОВОЙ, МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ВО МНОГИХ МЕСТАХ, Я ХОТЕЛ БЫ ЭТО ПОДЧЕРКНУТЬ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, У НАС ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЗАБОТЯТСЯ О СОХРАНЕНИИ ВСЕГО ТОГО, ЧТО ДОРОГО ПАМЯТИ НАРОДНОЙ.

Из речи секретаря ЦК КПСС Е. К, ЛИГАЧЕВА на XXVII съезде КПСС.

было написано Ефимом Честняко-вым, называвшим себя рыцарем сказочных чудес.)

А вот еще полотно — «Город всеобщего благоденствия», где изображено много всяких диковин, в том числе и большая-пребольшая печка, тепло от которой по трубам идет по всей деревне. «И зимой в деревне стало лето — пташки перезимовывают... и зимой

Портрет П. М. СУРИНА работы русского художника И. ТАРХАНОВА (1829 г.) до и после реставрации.

21