Техника - молодёжи 1986-07, страница 25вой и заведующей лабораторией химико-технологических исследований А. В. Ивановой связано наиболее, может быть, интересное открытие в области научной реставрации икон. Ими разработана методика расслоения древней живописи. Зачем это нужно? Дело в том, что старые иконы со временем теряли свой изначальный вид — темнели, покрывались несмываемым слоем грязи и копоти. И тогда монастырские иконописцы их поновляли. Нередко это поновление больше походило на создание нового изображения, которое по своим художественным достоинствам было также весьма ценным Раньше, чтобы открыть на иконе первоначальный красочный слой, верхний приходилось снимать, и он пропадал. Вот почему реставраторы вместе с химиками и технологами давно пытались (правда, безуспешно) найти способ сохранить эту более позднюю живопись, как-то отслоив ее от подлинника и не повредив его самого. И вот теперь такой метод найден. Суть его в том, что на верхний красочный слой наносится полимерная пленка, которая размягчает краску и прочно соединяется с ней. Причем пленка не растягивается и не сжимается, то есть не деформирует живопись. Остается только скатать пленку в рулон вместе с красочным слоем, покрывая его с тыльника еще одним слоем защитного полимера (на этот раз кисточкой). Таким образом отделяемый слой живописи, помещенный между двумя защитными пленками, переносится на новую основу, после чего полимер легко счищается. Из одного памятника искусства получается два. Самой сложной задачей было подобрать материал синтетической пленки, чтобы он удовлетворял всем необходимым требованиям, и главное — не повреждал живопись. Сотрудники лаборатории химико-технологических исследований перепробовали множество самых разных веществ, пока не остановились на сополимере ви-нилацетата с диэтилгексилакрила-том, сокращенно ВА-2ЭГА. Вообще говоря, химики очень много делают для реставрации. Среди последних наиболее интересных работ можно назвать и новые синтетические вещества для укрепления осыпающегося красочного слоя (раньше реставраторы традиционно пользовались для этого осетровым клеем). И новый атмосферостойкий лак для покрытия живописи, который не темнеет со временем. И материал для склеивания прорванного холста встык (прежде с тыльника картины накладывали заплату, а это коробило полотно). И совсем недавняя разработка — способ защиты холста. В чем он заключается? Обычно картины больше всего старятся от перепадов влажности: с ее возрастанием холст набухает, увеличивается в размере и провисает, а когда влаги в воздухе становится меньше, полотно подсыхает и натягивается. Эти изменения линейных размеров холста ведут к отслойке краски. Химики-технологи нашли гидрофобный (водоотталкивающий) состав, которым сейчас пропитывают холст. После этого влага ему уже не страшна. Вернемся, однако, в отдел темперной живописи. Недавно здесь закончена реставрация знаменитого створчатого алтаря 1483 года, созданного германским мастером из Любека — Бернтом Нотке. Сегодня здесь ведется восстановление аналогичного алтаря, сделанного примерно в то же время соотечественником Нотке и его конкурентом — Херменом Роде. Оба алтаря были изготовлены по заказу жителей Ревеля (ныне Таллин). Готические алтари того времени украшались многочисленными скульптурами в ярко окрашенных и позолоченных одеждах, окруженными ажурной позолоченной резьбой. Сочетание ярких красок, блеска позолоты, хитросплетенных орнаментов производило на зрителя необыкновенное впечатление. Увы, всесильное время погасило краски. Потрескалась и местами выкрошилась живопись, у скульптур поот-кололись носы и пальцы. Не однажды в прежние века алтарь пытались поновлять, в результате чего авторская роспись оказалась под несколькими слоями записей и почерневшего лака. Фигуры из живых превратились в мертвые. Мы подходим к юноше, склонившемуся над стереомикроскопом. Зовут его Сергей Таратынов, он недавний выпускник училища, однако сейчас выполняет работу, которую обычно доверяют мастерам высшей квалификации. На его рабочем столе лежит метровая скульптура Георгия Победоносца — одна из 40 фигур алтаря. Реставратор с помощью особого растворителя удаляет темный, почти черный слой лака, грязи и поздних записей. Одна половина скульптуры уже сверкает ярким многоцветьем, другая еще ждет своего освобождения от векового плена. Нельзя сказать, что освобождение это происходит на глазах, нет, работа мастера трудна и кропотлива. Осторожно, где растворителем, где скальпелем, реставратор снимает слой за слоем, добираясь до нужного цвета — того самого, который был когда-то, очень давно, нанесен автором. Как узнать, до какого именно? О, это целая наука. Не один трактат посвящен изучению полихромной (многоцветной) скульптуры средневековья, и сейчас эти исследования взяты на вооружение мастерами реставрации. В свое время скоропалительные, необоснованные попытки вернуть почерневшим скульптурам изначальный нарядный вид привели к безнадежной утрате авторской росписи трех фигур из сорока. Сегодня ни одно маломальское вмешательство реставратора не обходится без многократной предварительной проверки того или иного приема. Новейшие физические методы (съемка в поляризованном свете, в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, рентгенография) позволяют изучить процессы воздействия разных препаратов на красочный слой. С помощью микропроб, которые проводят в малозаметных местах росписи, в складках одежды, например, подбираются и нужный растворитель, и соответствующий инструмент, и вся технология раскрытия первоначальной живописи. Для каждого цвета эта технология может быть своя, особая. Но даже всесильная современная наука не способна сегодня решить все проблемы реставрации алтарей XV века. До сих пор сотрудниками института не найден надежный способ защиты отдельных участков живописи, например, синего цвета, позже записанного масляной краской. Раскрыть-то их можно уже сейчас, а вот как защитить от воздействия влаги, перепадов температур, пока не известно, и потому эти участки останутся под черной предохраняющей их пленкой краски и лака. До того времени, когда наука найдет решение и этой задачи. 23 |