Техника - молодёжи 1986-08, страница 18

Техника - молодёжи 1986-08, страница 18

Элиас ЭНТРАЛЬГО

(Республика Куба), вице-директор ОИЯИ

Нынешний год юбилейный не только для Дубны. Ровно 75 лет назад Э. Резерфорд открыл атомное ядро. От этой даты и ведет отсчет история ядерной физики.

Новая область физики быстро привлекла к себе всеобщее внимание. Причина этого, с одной стороны, в том, что ядерная физика изучает фундаментальные закономерности строения вещества, столь важные для познания природы в целом, а с другой — она глубоко влияет на все естественные науки и в конечном счете на технический прогресс

Но для эффективного развития исследований в области физики элементарных частиц и атомного ядра требуются значительные материальные затраты и концентрация усилий больших научных коллективов. Прошли те времена, когда экспериментаторы могли действовать в одиночку и ставить опыты методом «сургуча и бечевки» — оборудование для ядерных исследований с каждым годом становит-лось все более сложным, громоздким и дорогостоящим. Например, первый циклический ускоритель, построенный в 1931 году, разгонял протоны до энергии в 1 МэВ. Его диаметр составлял всего 25 см. Наш же, дубненский синхрофазотрон, занимает отдельное здание. Да и стоимость одного опыта, поставленного на ускорителе, не идет ни в какое сравнение с затратами на эксперименты Резерфор-да Не каждое государство может позволить себе такую «роскошь»: построить современный ускоритель. Именно поэтому и создаются международные научные центры, объединяющие усилия многих стран.

Ежегодно для совместных научных работ в ОИЯИ приезжает более тысячи специалистов братских стран, и около пятисот дубненских ученых выезжает в национальные научные центры этих государств Длительную практику в лабораториях нашего института уже прошли более четырех тысяч ученых и инженеров стран социализма. Около семисот защитили кандидатские и докторские диссертации. Многие

СОДРУЖЕСТВО

возглавили у себя на родине крупные исследовательские коллективы. Так, в ОИЯИ работали Чойдо-гин Цэрэн — ныне президент Академии наук Монгольской Народной Республики, Нгуен Дин Ти — министр высшего и среднего образования Вьетнама. Еще один вьетнамский ученый, воспитанник Дубны,— Нгуен Ван Хьеу — президент Национального центра научных исследований своей страны. Бывшие вице-директоры ОИЯИ профессор Мечислав Совински сейчас председатель Агентства по использованию атомной энергии Польши, а действительный член Академии наук Венгрии Деже Киш — заместитель директора Института физических исследований в Будапеште.

Кроме подготовки кадров, мы оказываем и практическую помощь развитию национальных исследований. Так, для Вьетнама сконструирован и построен циклический ускоритель электронов — микротрон

Назову лишь одну цифру — сегодня 98% всех научных тем ОИЯИ проводится с участием ученых различных стран.

ОИЯИ — один из крупнейших мировых научных центров. Возглавляет его выдающийся математик и физик-теоретик академик Н. Н. Боголюбов. Здесь в шести лабораториях-институтах представлены практически все направления исследований структуры материи — и теоретические, и экспериментальные. О значимости работ института, пожалуй, наиболее красноречиво говорит тот факт, что именно Дубне принадлежит половина всех зарегистрированных в СССР открытий в области ядерной физики. В распоряжении наших ученых уникальные физические установки, имеющие рекордные параметры. Скажем, Лаборатория ядерных реакций, руководимая академиком Г. Н. Флеровым, ведет исследования на одном из лучших в мире ускорителе тяжелых ионов У-400. Именно на нем были синтезированы шесть новых элементов, которых раньше не было в таблице Менделеева.

В Лаборатории нейтронной физики работают не имеющие аналогов в мировой практике импульсные реакторы — источники нейтронов, созданные под руководством первого директора ОИЯИ члена-корреспондента АН СССР Д. И. Блохинцева и академика И. М. Франка. Физики давно использовали ядерные реакторы в качестве источника нейтронов для различных экспериментов. Но при этом получался постоянный во времени, стационарный поток нейтронов, а ученым зачастую требовались потоки нестационарные и более мощные. В 1955 году Д. И. Бло-хинцев предложил идею импульсного реактора, в котором в активную зону периодически вводится урановый вкладыш. При этом поток нейтронов резко возрастает. Затем, когда вкладыш покидает активную зону, интенсивность потока возвращается к стационарному значению.

Первый импульсный реактор был запущен в Дубне в 1960 году. Сейчас в ОИЯИ сооружен новый мощный импульсный реактор ИБР-2. Он выведен на среднюю мощность 2 МВт при частоте 5 импульсов в секунду. Величина потока нейтронов в импульсе достигает 1016 частиц с квадратного сантиметра в секунду. Это рекорд для исследовательских реакторов. Большие надежды связывают ученые и с созданием ускорителя-инжектора ЛИУ-30. Ввод его в строй позволит Объединенному институту стать крупнейшим центром исследований по нейтронной физике. Здесь можно будет выполнять любые эксперименты с нейтронным излучением в диапазоне энергий от 10~7 до 107 эВ.

Что же касается синхрофазотрона— основного инструмента Лаборатории высоких энергий (директор академик А. М. Балдин), то его роль в развитии науки трудно переоценить. Работы на этом ускорителе заложили основы нового крупного научного направления — релятивистской ядерной физики, изучающей поведение атомных ядер при скоростях, сравнимых со скоростью света.

Здесь нельзя не остановиться на тесной связи экспериментальных работ с теоретическими. Сейчас вряд ли можно найти человека, который бы не слышал о кварках — субъядерных частицах, из которых состоят протоны, нейтроны и ряд других элементарных частиц Ос

16