Техника - молодёжи 1986-08, страница 50В£_ с ней, кстати, весьма интересно: создается четкое впечатление, что действиями «козлика» руководит вдумчивый, осторожный противник) , пожалуй, посложнее тех, с которыми мы имели дело раньше. В основном это связано с широким использованием косвенной адресации. В основном она используется для экономии программной памяти: например, команда КППА эквивалентна паре ПП 31 (в регистре А хранится число 31). Команда КБПО, записанная по адресу 68, эквивалентна БП 00: к тому моменту, когда управление переходит к ней, в регистре 0 находится единичка, а при косвенном обращении она модифицируется: 1 —1=0, закон природы! Наконец, по адресу 47 записана «нештатная» (для БЗ-34) команда КИПЕ: действует она в данной ситуации точно так же, как и в программе «Мультфильм» (разъяснения по этому поводу см. «ТМ» № 4 с. г.). Кстати говоря, именно из-за этой команды программа Д. Кяйкова в приведенном виде непригодна для непосредственного использования на ПМК «Электроника МК-61» — связь регистров О и Е в этой модели, как мы знаем, разорвана. Конечно, возможности МК-61 гораздо больше, но... «Обращаемся к вам в связи с возникшими трудностями в работе с МК-61,— пишут, например, студенты Р. Марьянов и А. Яланский из Запорожья.— В данной модели введен регистр Е, что затрудняет использование для него программ, составленных для предыдущих моделей. В частности, работая с программой «Городки» («Наука и жизнь» № 4 с. г.), мы столкнулись с фактом отказа работы калькулятора. (Далее в письме приводится фрагмент программы.— М. П.) Нам кажется, что ошибка допускается на шагах 02— 04 Мы воспользовались советом вашего журнала по установлению искусственной связи регистров Е и О, но ожидаемых результатов не получили». Напомним: в нашей рекомендации говорилось, что установление такой связи требует минимум двух команд ИПО ПЕ В некоторых случаях этого действительно достаточно. Но чаще для нормальной работы требуется еще и восстановить стек. Как правило, для этого достаточно команды круговой передачи (код 25), вписанной сразу же после двух приведенных, А иногда (как в программе Д. Кай- кова) можно обойтись и командой XY. К счастью, в предлагаемой игре имеются «внутренние резервы»; иными словами, программу можно сократить на несколько команд. Это позволяет дать вариант, одинаково пригодный как для Б3-34, так и для МК-61 Нужно заменить участок по адресам 45—66 на следующий: 45.ИПО 46.1 IE 47.XY 48КИПЕ 49.—50. Fx=*=0 51.97 52.FBx 53.+ 54.FLO 55.45 56.5 (6) §7.П8 58.ИП9 59.1 60.+ 61.П9 62. Кх=*= ОЕ 63.ИП5(6) 64.П4(5) 65.С/П 66.П9 Изменяется только способ ввода очередного хода. Теперь нужно набрать номер шашки, затем ПП и номер поля. Впрочем, такой ввод хорошо знаком нам по прошлым программам. Владельцы Б3-34 (МК-54) должны помнить, что буква Е по адресам 46, 48, 62 coot- ^ ветствует на их клавиатуре стрелке вверх. Цифры в скобках, как и раньше, дают «вариант 4 волков». Михаил ПУХОВ Речь пойдет о путешествии не на юг, а на «ЮГ» — орбитальную станцию «Юрий Гагарин». Многие члены КЭИ с помощью программируемого микрокалькулятора и номеров нашего журнала смогли побывать на фантастическом спутнике Луны и не только любовались великолепным 600-метровым прыжком Лунного Коршуна, но и сами попробовали заняться космической «акробатикой». Однако сначала требовалось причалить к станции, а эта операция не менее сложна, чем посадка. Поэтому сегодня мы рассмотрим блок-схему программы ОС-2, которая моделирует маневры космического аппарата в окрестности орбитальной станции цилиндрической формы, причем продольная ось станции совпадает с местной вертикалью, а посадочные площадки оборудованы на торцах цилиндра. Тем, кто впервые занимается алгоритмической гимнастикой, советуем предварительно ознакомить- ушллслймЬм^ ZJ— ся с предыдущими выпусками (см. «ТМ» № 5—7 за этот год). Ну а наши постоянные читатели легко разберутся в структуре программы. Прежде всего мы видим блоки ввода-вывода. Их назначение понятно без комментариев. Затем следуют также знакомые по предыдущим выпускам вычислительные блоки, где определяется реактивное ускорение и подсчитываются значения текущих координат после каждого маневра. Напомним, что в нашей задаче система координат связана со станцией, причем ось У направлена по местной вертикали, а ось X — вдоль касательной к траектории станции (см. рисунок). Так как посадочные площадки расположены на основаниях цилиндра, то условие причаливания имеет вид |y|=R, а|х|<г. (При этом, естественно, нельзя забывать о скорости в момент рандеву — ведь сп нее зависит «мягкость» причаливания.) ПОЕЗДКА НА «ЮГ КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР
|