Техника - молодёжи 1986-08, страница 51

Техника - молодёжи 1986-08, страница 51

Как и на прошлых занятиях, мы встречаемся также с блоками проверок и коррекции. Они-то и составляют «изюминку» игровых программ, поэтому, как обычно, их работу мы рассмотрим поподробнее Обычно при последнем маневре не удается абсолютно точно провести стыковку. Чаще всего вычисленные значения координат лежат внутри станции. Авария? Нет, на индикаторе вы увидите вовсе не сигнал ошибки, наш бортовой компьютер скорректирует действия пилотов. Действует он при этом следующим образом: установив с помощью проверок значений

координат, что лунолет «протаранил» станцию, калькулятор начинает извлекать его оттуда и превращается в своеобразную «машину времени» Вычисляется продолжительность «шага назад», и аппарат возвращается по своей траектории. Подобным же образом бортовой вычислитель действует и в других программах, но сегодня мы познакомимся с новым алгоритмом.

Случай первый — мы подлетели к станции с ее торца, но в результате последнего маневра аппарат очутился в «ЮГе». Что теперь делает ПМК?

Прежде всего он определяет расстояние до основания цилиндра, затем делит его на скорость аппарата в конечной точке и тем самым находит время «шага назад». Затем, как обычно, лунолет возвращается по прежней траектории. Геометрический смысл алгоритма показан на рисунке — точка, в которой оказался космический корабль, принимается за центр, и проводится окружность, радиус которой как раз равен расстоянию до торца. Пересечение окружности с траекторией — новое положение аппарата. Так за несколько шагов бортовой компьютер извлекает «Кон-Тики» на посадочную площадку

Если же мы подлетели к станции сбоку, то применение того же самого способа коррекции дает совсем другой результат. Обратимся к рисунку. Легко видеть, что точка пересечения окружности с траекторией теперь лежит вне станции, корабль как бы отброшен назад от станции. Именно с этим эффектом «метеорной защиты» столкнулся героический экипаж «Кон-Тики». Надеемся, что нашим читателям при разработке собственных игр не составит труда смоделировать «силовое поле», столь любимое писателями-фантастами.

И несколько слов о блоке вычисления переменных. Отметим, что в нем использованы не точные, как в программе «Лунолет», решения уравнений движения, а приближенные

Они получены с помощью так называемой линеаризации. О том, что это такое, мы поговорим в одном из ближайших выпусков рубрики

Сергей ВОЛКОВ, инженер

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

ФАУНА

ИЛИ ФЛОРА?

Может ли человек жить «на свете и воде»? Да, да, именно как растение? Вполне! Надо только удлинить молекулы ДНК в наших митохондриях и обзавестись хлоро-пластами для фотосинтеза.

Но при чем здесь ДНК? Функции «молекулы жизни» известны достаточно хорошо — ее структура (последовательность четырех оснований—аденина, гуанина, тими-на и цитазина) хранит генетический код. Тысячная доля миллиметра ДНК содержит примерно 3000 основных пар, или 3 ТОП (1 ТОП = 1000 основных пар). Совокупность генов (геном) определяет все врожденные и клеточные функции организма

Геномы содержатся не только в ядре клетки, но также и в митохондриях, а у растительных клеток и в хлоропластах. Изучение их привело к интересным результатам: у разных видов растений геномы хлоропластов приблизительно одного размера — 150 ТОП, а вот геномы митохондрий, напротив, очень различны. Так, для арбуза их длина составляет 330 ТОП, а у дыни она достигает 2400 ТОП.

Но, пожалуй, наиболее интересно для неспециалистов то, что размер генома митохондрии можно считать критерием для различия растительной и животной клеток. В самом деле, у животных он составляет 15—18 ТОП, у простейших (парамеция) 15—47 ТОП, у грибов 18—79 ТОП, а у растений более сотни ТОП

Гипотезы, выдвигаемые для объяснения этого отличия, разнообразны: ссылаются и на более быструю эволюцию животных, и на возможность переноса фрагментов ДНК из хлорофилла в митохондрии.

Но последнее слово наука пока еще не сказала.

По материалам журнала «Сьенс а ви» (Франция )

47