Техника - молодёжи 1987-08, страница 22

Техника - молодёжи 1987-08, страница 22

Если элемента будет меньше 30%, число магнитных флуктуаций увеличивается настолько, что они взаимно перекрываются и не дают упрочняющего эффекта.

В стареющих инварах Fe—Ni— Ti дополнительное упрочнение достигается за счет полей искажений, которые создаются обогащенными титаном немагнитными областями. При охлаждении термообработан-ного сплава в нем выделяется обогащенная титаном парамагнитная у'-фаза, в которую диффундируют атомы никеля. Обедненная никелем некоторая область вокруг у'-фазы тоже станет парамагнитной. При охлаждении богатые никелем ферромагнитные участки в силу инвар-ности мало меняют свои размеры, а парамагнитные — значительно. Возникают силовые поля искажений. И напряженные участки препятствуют развитию дислокаций.

Не сразу поняли коллеги всю плодотворность изящных физических моделей магнитного упрочнения, разработанных Еленой Старченко. А когда прониклись открывшейся «атомной симфонией» — взяли на вооружение.

ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ СУММЫ ЧАСТЕЙ

У себя в небольшом творческом коллективе молодым женщинам удалось создать редкостную обстановку взаимоупрочнения, взаимоусиления. О том, как они этого достигли, можно написать отдельную повесть. Внутренние научные связи каждого «атома» у этого сплава сплачивают «бригаду»-исследователей в единое целое. К примеру, Наталья Терещенко находит новый метод упрочнения стали выделением е-призм, а Наталья Черненко тут же применяет его для повышения износостойкости изделий. Родился принципиально новый научный подход к созданию высокопрочных материалов — улучшение механических свойств одновременно несколькими способами благодаря использованию ряда физических явлений.

Исследовались и прочность, и износ, и трение, и магнетизм новых аустенитных сплавов. Создавались стали с редким сочетанием специальных свойств — немагнит-ность, высокая прочность, пластичность, износо- и коррозионная стойкость. Появление нового поколения сталей произвело глубокое впечат

ление на профессионалов. Вот оценка академика И. В. Горынина: «Факт создания новой группы стойких против коррозионного растрескивания высокопрочных материалов имеет важное народнохозяйственное значение. Найдено решение важной проблемы, не имеющее аналогов в мировой практике».

Ясно, что перед разработками «великолепной четверки», научная новизна которых подтверждена 14 авторскими свидетельствами на изобретение,— безграничная сфера применения. И не только под водой и землей, на земле и воде, в воздухе и в космосе, но и в быту.

Сплавившись в творческий коллектив, четверка магнитом притягивала других творчески мыслящих специалистов — прежде всего по фазовым процессам на атомном уровне. Киевляне Валентин Та-раненко и Юрий Ягодзинский начинают исследовать влияние атомов легирующих элементов на электронно-ионную и магнитную структуру. Вычисляется зависимость от температуры и концентрации энергии взаимодействия между атомами кристаллической матрицы и включений. Выясняется механизм дестабилизации однородного состояния аустенита — дальнодейст-вующими полями искажений, создаваемыми примесными атомами в кристалле железа. Александр Маханьков стал определять релаксационную стойкость или пружинные свойства аустенитных сплавов.

А. Сент-Экзюпери говорил, что художественное произведение совершенно не тогда, к^.да к нему нельзя уже ничего добавить, а когда нельзя ничего убрать. Видно, творческие коллективы также должны создаваться по такому принципу. В итоге научная работа группы отличается большой эффективностью и, по мнению академика Г. В. Курдюмова, «вносит большой вклад в развитие отечественной науки». Важно отметить, добавляет академик Б. Е. Патон, что «новые научные положения, установленные в работе, доведены до конкретных технических решений».

Огромный экономический эффект даст работа молодых ученых. Секрет их успеха — в увлечении нужным стране делом и творческом взаимостимулировании. Они идут к намеченной вершине в одной альпинистской связке. Так гибче и прочнее.

20

Борис ШУМИЛИН,

инженер

У профессора Д. А. Лозового, на кафедре строительных и дорожных машин Саратовского политехнического института, с особенной гордостью вспоминают похвалы строителей после самого первого испытания изобретенной машины. Сцена, рассказывают, была действительно эффектной. На одной из городских стройплощадок экскаватор безуспешно вгрызался в скованный неожиданно ранним морозом грунт. Вот тогда-то и появилась впервые необычная машина, доставленная буквально на плече одного из сотрудников кафедры. В считанные минуты она обеспечила, как говорят строители, фронт работы для мощного, но в то же время бессильного перед промерзшим грунтом экскаватора.

Теперь следовало бы подробно рассказать об этом удивительном помощнике. Но сначала все же необходимо сказать несколько слов

0 проблеме, не позволяющей строить зимой столь же быстро и эффективно, как летом.

Почти половина геокриологической карты Советского Союза закрашена синим цветом. Это вечно-мерзлые земли. Если б эту карту составляли строители, синим цветом оказалось бы закрашено уже не менее 90 процентов нашей территории. К вечной мерзлоте они прибавили бы земли, замерзающие на пять-шесть месяцев в году, ибо строить и там зимой не легче, чем за Полярным кругом.

Перед строителями дилемма: либо прекращать зимой все земляные, а стало быть, и последующие строительные работы, либо разрабатывать ежегодно более одного миллиарда кубометров мерзлого грунта. Но мерзлая земля в 10—

1 5 раз тверже и в 100—150 раз аб-разивней обычной! Для землеройной техники она подобна смерзшемуся наждачному порошку, и ни один экскаватор или бульдозер не возьмет мерзлый грунт без предварительного рыхления.

Чем же располагает современная техника для этой, увы, обязательной операции?

Во-первых, печально знаменитой клин-бабой, удары которой с наступлением зимы сотрясают окрестности многих строек. Половину