Техника - молодёжи 1987-11, страница 14

Техника - молодёжи 1987-11, страница 14

Турухано оказался хорошим, деятельным практиком. Он наладил производство матриц в лаборатории и опробовал датчики линейных перемещений с ДГР на нескольких предприятиях, в частности, в объединении «Светлана» на высокоточных станках.

Подсчитали экономический эффект: 5 миллиардов рублей при внедрении на первых 50 тысячах станков! Качество обработки деталей возрастает в полтора раза на обычных станках, но значительно более выгодно использовать новые датчики на станках с ЧПУ.

— Знаете, очень мешает Пулковский аэродром,— жалуется Борис Ганьевич (а ЛИЯФ находится в Гатчине, недалеко от Пулкова),— матрица — дело тонкое, приборы фиксируют отклонение интерференционных картин даже при малейшем колебании почвы, вибрация воздуха от пролетающего самолета очень ощутима. Перенесли бы аэродром, что ли...

Это, конечно, шутка, но, если подумать, то выходит: выгода от производства датчиков с ДГР столь велика, что даже перенесение аэродрома окупится.

Пришло время радикального прорыва в область так называемой нанотехно-логии (подробнее смотри «ТМ», 1987, № 6 и 7), когда точность перемещений в обрабатывающих станках и различных машинах необходимо выдерживать в пределах размера группы атомов! Современный рабочий учится действовать не только твердосплавным резцом, но и лучом лазера, электронным пучком — сверхтонкими инструментами уникальных возможностей.

ЧАСТЬ 2. ЗОЛОТОЙ ДИСК СРЕДИ БИБЛИОТЕЧНОИ ПЫЛИ

Е Небольшой оранжево-желтый

диск покрыт мелкими точечками, _ словно каплями росы. Это еще одно

■ чудо лаборатории Турухано — на диске может уместиться целая биб-

■ лиотека мировой фантастики.

Не только датчиками перемещений занимаются здесь. Вот еще одна из интереснейших работ лаборатории — голографическая память. Вы скажете: «Это что же, оптический диск?» Не спешите. Это вовсе не оптический диск, хотя лазеры, голография, самая что ни на есть оптика. И разница между так называемым оптическим и нашим диском огромная.

Во-первых, и это очень важно, в цене. Тот стоит тысячи долларов, этот — десятки рублей. И «цена деления» голо-графической линейки, как и цена голо-графического диска, должна вполне устраивать нашу промышленность.

Во-вторых — в принципе записи. На оптический диск, покрытый специальным, очень дорогим сплавом, с помощью лазера наносят закодированную (цифровую) информацию, прожигая сплав лучом. Но чтобы записать на диск текст книги или даже одной книжной страницы, сколько нужно работать, переводя его на машинный язык! В наше время цифровой техники, цифровой записи информации это вполне естественно, но пока крайне дорого!

А на голографический диск текст попадает, если можно так выразиться, «в натуральном виде»: каждая капля росы — голограмма книжной страницы.

СТОП-КАДР. РАБОТА С ЗОЛОТЫМ ДИСКОМ. Импульсный газовый лазер, стеклянная призма — куб, несколько зеркал, две кассеты для протяжки пленки, объективы и два шаговых двигателя — вот и все, что нужно для записи информации. Причем все части установки достаточно дешевы и выпускаются серийно.

Кассеты заряжают микропленкой, каждый кадр (транспарант) которой — страница текста. Диск, покрытый фотоэмульсией, помещают в дисковод, установленный вертикально. Здесь с помощью шаговых двигателей диск может и вращаться, и в то же время линейно перемещаться по радиусу.

Кадры микропленки, протянутой между кассетами, располагают параллельно плоскости диска. Пучок лазерных лучей с помощью призмы расщепляют на два. Один из них пронизывает транспарант и сквозь объектив идет к определенной точке на диске. Другой же, отразившись в зеркале и пройдя иной путь, тоже попадает в эту точку. Здесь все лучи накладываются, и образуется голограмма, которая передает как бы спрессованную визуальную информацию. Ведь вы, наверное, обратили внимание: на пути пучка лучей, пронизывающих транспарант, стоит сильный объектив, который сводит его в точку, спрессовывая, укомплектовывая изображение текста. Когда диск обработают проявителем, в этой точке получится «капля росы» — голограмма книжной страницы.

Это тот самый «золотой» голографический диск.

После записи диск автоматически сдвигается на крохотное расстояние, подставляя место для новой голограммы, и так далее, пока каждый кадр микрофильма не спроецируется на свою росинку.

Для считывания диска его устанавливают на дисковод, соединенный с ЭВМ. Если вам нужно найти какую-то страницу, то достаточно набрать на клавиатуре терминала определенный код. Машина преобразует его и передаст сигнал шаговым двигателям, которые поставят диск в положение, необходимое для того, чтобы увидеть нужную страницу. Отразившись в нескольких зеркалах, считанная лазерным лучом голограмма проецируется на матовый экран. Получается хорошее, четкое изображение — будто бы перед тобой живая страница книги. Есть и специальная фотоаппаратура, можно тут же сделать копию. А пролистать книжку дальше совсем легко, стоит только нажать одну из клавиш.

Если таким образом записать на диск, а потом закодировать для ЭВМ номера страниц, названия книг, номера деловых бумаг или описания изобретений, то люди избавятся от нудной и долгой работы, и доступ к любой информации будет удобен и прост.

ЧАСТЬ 3. УЛЫБКА БЕЗ КОТА

Радужные пятна мечутся в воз-духе над сценой, белый костюм ■ ■ Гото Кутуньо словно вбирает в себя эти краски: он то фиолетовый, то щц красный. ЯШ

— Да, была у нас такая история,— улыбается Борис Ганьевич,— мы помогли создать оригинальное освещение, когда знаменитый итальянский певец выступал в Ленинграде. В благодарность нам выделили несколько билетов на концерт, потом было как-то стыдно, словно мы взяли то, что нам не положено. А хотите посмотреть, как выглядит наша цветомузыка?

Он берет в руки круглую пластинку. Как только на нее падает свет, по поверхности пробегают радужные полосы — верный признак, что там нанесена дифракционная решетка. Пластинку устанавливают на небольшой валик и начинают вращать под лучами лазера. Как только тушат свет и тщательно задергивают шторы, вся комната наполняется феерическими бликами! Они вспыхивают и плавают в воздухе, играют на стенах, на лицах. Из ничего возникают сказочные изломанные змеи и тут же пропадают невесть где...

— И это только с лазером одного цвета,— будто издалека доносится голос Турухано.— А вот если несколько цветов, то такая пойдет цветомузыка с нашей решеткой! Человек, занимаю-

12