Техника - молодёжи 1987-11, страница 30

Техника - молодёжи 1987-11, страница 30

- Рабочий, возьми у солдата его отвагу, организованность и дисциплину. Солдат, возьми у рабочего его сноровку.

■ Монтеры! Вот вам выжженная страна. У вас в сумке два гвоздя и камень. Имея это, воздвигнете город!

■ Хочешь быть организатором? Хочешь быть хорошим организатором? Хочешь быть уверенным организатором? Облюбуй небольшой участок работы, участок с аршин, и построй каждую мелочь с расчетом до минуты, до дюйма.

■ Если хочешь вводить НОТ, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.

■ На собрании никакой оратор не должен брать слово, если не может закончить его предложением.

В ПЯТЬ МИНУТ можно изложить самую сложную мысль. Сначала подавайте короткой фразой главную суть. На это потратьте минуту. Потом давайте КОММЕНТАРИИ И ЦИФРЫ. На это — четыре минуты.

Перед началом работы вы произносите: «это трудно» — и уже думаете за нее не приниматься. А нельзя ли наоборот: сказать «трудно» и вдохновиться этой трудностью, в надежде ее победить, изобретя способ легкого преодоления.

■ Зеваки говорят о заграничных чудесах и распускают слюни. А ты сам сделай чудо у себя дома — победи и выдь из положения с парой инструментов и твоей волей.

■ Списать, слизать, скопировать — это пустяки делов, а вот приноровиться к новому делу, тут уж надо изобретать.

ПОЭТ РАБОЧЕГО

...А ведь многие из этих лозунгов, правил, советов созвучны нашим сегодняшним устремлениям. Эти словно бы выточенные на прецизионном станке, емкие, точные фразы принадлежат одному автору — Алексею Капитонови-чу Гастеву, основателю и директору знаменитого в свое время Центрального института труда (ЦИТ). Эти слова — ровесники далекого и трудного времени, когда революция поставила винтовки в козлы, бросила саблю в ножны. И поредевшие отряды рабочего класса оказались. лицом к лицу с врагом столь же грозным, как «беляки» и интервенты — с разрухой. Чтобы победить ее, нужно было в кратчайшие сроки вернуть рукам, привыкшим к затвору и клинку, забытые трудовые навыки и воспитать у людей новое отношение к труду. Рабочему классу требовалось срочное пополнение. «Новобранцев» следовало учить.

В год Великого Октября Алексею Гастеву исполнилось 35 лет. По меркам революции возраст солидный. А биография? Из института изгнан за организацию студенческой демонстрации. Тюрьма. Ссылка. Побег. Эмиграция. Несостоявшийся учитель стал отличным рабочим-металлистом. В 1905 году возвращение в Россию, работа в большевистских организациях Ярославля, Иваново-Вознесенска, Костромы. Сохранилось письмо слесаря Иванова (подпольная кличка Гастева) о работе костромских революционеров с припиской «для ЦО (для тов. Ленина)». И снова — тюрьма, ссылка, эмиграция. И

снова возвращение в Россию, участие в профессиональном рабочем движении. Гастев — один из авторов большевистской «Правды».

Революция принесла ему известность как участнику культурного строительства на Украине и громкую славу одного из первых революционных поэтов. В начале 1918 года вышла его книга «Поэзия рабочего удара», выдержавшая в годы гражданской войны шесть изданий. Рассказы и стихотворения в прозе исполнялись на красноармейских и рабочих вечерах. Вот сообщение «Красной газеты» (Петроград, 23.11.1918 г.): «С 4 марта открываются художественные вечера в Малой студии искусств в Пролеткульте. Программа первого вечера: 1. Доклад о творчестве тов. Гастева, певца стали и машины. 2. Доклад о сборнике его произведений «Поэзия рабочего удара». 3. Иллюстрация произведений тов. Гастева артистическими силами Пролеткульта, при участии автора. 4. Инсценировка поэмы тов. Гастева «Башня». 5. Дискуссии. 6. Музыкально-вокальная часть».

Как всякое своеобразное слово в искусстве, творчество поэта революции вызывало не одни овации, но и беглый огонь критики. Но разве не в унисон героике и драме революции звучит его «Башня»?

«Бетон — это замысел нашей рабочей постройки, работою, подвигом, смертью вскормленный.

В бетоны впились, в них вросли, охватили огнем их железные лапы-устои.

Плакаты 1920—1921 гг. (слева напра-в о): «Работать надо — винтовка рядом», «Демонстрация», «Апофеоз рабочего», «Резка железа». Автор Владимир Лебедев.

28