Техника - молодёжи 1987-11, страница 48

Техника - молодёжи 1987-11, страница 48

золото

Александр ПЛИСКО, наш спец. корр.

Раскачиваясь на тросе, тяжелая «баба» ухала в стену уже полуразрушенного дома. Различные чувства вызывает эта картина, но на ум пришла шальная мысль — а ведь здесь может быть золото. Нет, не клады — ископаемый металл. Это был отзвук разговора с кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником кафедры физики Московского института стали и сплавов Олегом Сергеевичем Хабаровым. Все просто, применяемая сегодня технология добычи позволяет улавливать крупицы драгоценного металла до определенного размера, а остальное идет в отвал. Порода зачастую используется для строительных нужд, вот вам и золото в стене. Но я забегаю вперед. В конце концов золото можно найти не только в земле или «стенах», оно вокруг нас, достаточно только присмотреться. Разве хорошая идея не потенциальное месторождение? Новая машина, которая экономичней старой, более совершенный технологический процесс... Они не могут давать государству, а в конечном итоге и нам с вами дополнительные материальные блага? Могут, и доказывать это не нужно. Но суть в том, что всякая новация начинает приносить доход только после своего внедрения, а до того это только стены из папок в архивах, поистине золотые стены.

Бюрократическая, рутинная процедура внедрения, отсутствие заинтересованности у людей, отвечающих за него... А разработки новых прогрессивных процессов, затянувшиеся на долгие годы в многочисленных НИИ? Об этих тормозах НТП сегодня знают все. Но где выход? Одним из направлений в ускорении внедрения новых идей в народное хозяйство является создание специализированных кооперативов. На эту тему мы и вели разговор с председателем инженерно-внедренческого коллектива (читай: кооператива) «Градиент», кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником кафедры физики Московского института стали и сплавов Олегом Сергеевичем Хабаровым.

В СТЕНЕ

— Олег Сергеевич, сегодня много говорят о кооперативных формах ведения хозяйства, уже есть и работающие коллективы в различных областях народного хозяйства. Разные у них задачи, свои истории возникновения. Но можно вывести некоторую закономерность — многие коллективы, которые первыми заявили о себе конкретной деятельностью, «пробивались» к работе достаточно долго. Наверное, и ваш «Градиент» не исключение?

— Пять лет я пробивал идею коллективно-контрактного подряда. Вопрос обсуждался на самых высоких уровнях. Идею серьезно поддержали ГКНТ и Госкомтруд. Теперь можно сказать, что коллектив существует не только на бумаге, но на деле. А ведь все элементарно просто. Определяется сметная стоимость всего комплекса внедренческих работ и нормативная доля заработной платы. Численность людей, занятых на реализации работ, определяет трудовой коллектив.

— То есть мы имеем дело с методом бригадного подряда на полном хозрасчете?

— Совершенно верно, сейчас эта форма широко культивируется в промышленности и сельском хозяйстве, единственная трудность — это как достигнуть полного, а не мнимого хозрасчета. За годы пробивания идеи я понял — это нелегко. До недавнего времени у нас наиболее широко были распространены такие формирования с полным хозрасчетом, как старательские артели. Да «шабашники». Но у тех и других, как известно, нередки серьезные конфликты с законом. «Градиент» создали на базе старательской артели «Южная» Адрасманского свинцово-цинкового комбината. Хотя и поддерживали нас и ГКНТ, и Министерство цветной металлургии, но дело продвигалось медленно, пришлось добиваться внесения дополнительного пункта в устав, где оговаривалась роль и место инициативной инженерной группы.

— Что успел сделать коллектив за тот, относительно небольшой, период своей деятельности, когда он уже был официально признан?

— Мы практически реализовали договор с Адрасманским свинцово-цинковым комбинатом по разработке технологии сгущения, сушки и

обезвоживания висмутового концентрата. Дело в том, что с 1 января 1987 года в связи с введением новых технических условий на данную продукцию концентрат должен поступать потребителю с влажностью не более 12%, а по существующей технологии влажность была почти в 2 раза выше. Мы заключили договор. Обязались сделать для комбината следующие работы. Оказать техническую помощь по разработке технологии обезвоживания концентрата с привлечением физико-химических методов интенсификации сгущения и обезвоживания и достижения минимальной влажности, величина которой позволит свести к минимуму затраты на процесс последующей термической сушки. Далее, разработать технологию сушки концентрата. Выполнить всю проектно-сметную документацию, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.

Опережая возможный вопрос, отмечу, что сделано. Первые три пункта практически выполнены.

— Новое дело подвержено старым болезням. Если при исследовании, разработке документации вы обгоняете НИИ, то на финишной прямой (я имею в виду воплощение идеи в металле) вы можете упереться в долгострой, в фонды.

— Внедрение действительно важнейший этап. Не буду спорить, кто на каком этапе кого обгонит, а вот что у нас в стране должна быть централизованная служба обеспечения, снабжения внедренческих коллективов, это ясно каждому. Хотелось бы видеть в народнохозяйственном плане отдельную строку, которая позволяла бы внедренческим кооперативам получать фондируемые материалы, технику для внедрения. Если этого не будет, то внедренческие фирмы окажутся в положении старателей, которые вынуждены бегать по всем городам и весям, всеми правдами и неправдами выбивать фонды, давать взятки, то есть нарушать закон. Необходимо создать при Госснабе СССР специальный отдел, который бы в кратчайшие сроки обеспечивал внедренческие коллективы материалами и оборудованием.

— Но пока этого нет, у вас получаются только голые идеи плюс научная разработка?

— В общем-то да. Но мы, наученные горьким опытом, теперь разрабатываем идеи, требующие небольших капитальных затрат, где можно обойтись без фондируемой

46