Техника - молодёжи 1988-03, страница 62

Техника - молодёжи 1988-03, страница 62

ОО.Сх

<8./-/

56.+

54. ПД

я«и

90. П4

И. ПО

19.Г10

57. П8

55, КМ

75.FV*

91.ИПД

02.ПЕ

20. БП

58. БП

56.Fx»o

74.7

92. ПА

0jri6

21-47

5147

57.49

75. ИПЕ

9ККБП9

04.КИП5 22.КППС 40.ИПВ

58.ИПЕ

76.-

94.ИП5

05.ИП4

2b.Fx»o

41. Км

59.+

77.F»»,

95. t

06. (18

24.18

42. ПЬ

60. ПЕ

78.89

96.1

07. ИПА

25-FK.O

45. ИГО

61. ипо

79.ИП6

97.1

08.+

26.40

44. с/г,

62.ИП6

80. ИПЕ

98.1

09. ПП

27. кипа 45.1

65.+

81. ПО"

99.1

10.95

28.К«иь

46. ПЕ

64. П6

82. -г

АО. 1

H.Fx»o

29.КП8

47. ИПА

65.F10"

85.ИП&

А1. ИП9

<2.22

30. ИГО

46. ПД

66.+

84.+

A2.Fco!

<i.Fx»o

И.с/п

49КИП6 67. ПД

85. ИПЬ

А5.К»

<4.52

32.КППС

50.ИПД

68.ИП8

86. КЛ

А4. Ь/о

15КПЛС 55.Fx«o

Я.ИП9

69.+

87.К{х}

16. Fx» о

54.45

52. ГГ

70. КИПв

88. F Ух

17.46

55.ИП8

55.x

71. КЛ

89.ИП8

Предлагаемая программа «Шмель» представляет собой гибрид динамических и лабиринтных игр. Она моделирует полет шмеля, который через дверь на фасаде залетает в дом; в поисках выхода он должен облететь все комнаты и коридоры и вылететь в окно. Управление полетом шмеля ведется регулятором Р-ГРД-Г согласно таблице. При определении положения шмеля внутри дома и для кодирования запроектированной планировки комнат использованы логические операции. План дома

ПОЛЕТ

имеет форму прямоугольника 7X9 м, высота стен 3 м, уровень отверстий в стенах (двери, проемы или окна) указан на плане цифрами внутри стен. Этот план кодируется в четырех регистрах: продольные несущие стены высотой 3 м — в регистре В, сечения поперечных стен-перегородок на уровне 1 м — в регистре 1, на уровне 2 м в регистре 2, на уровне 3 м в регистре 3. Все это изображено на рисунках; на одном из них для наглядности приведен весь дом в разрезе.

Положение шмеля в пространстве обозначается, например, числом 2,000003. При этом цифра 2 в целой части числа означает высоту полета в метрах. Дробная часть указывает координаты клетки плана, над которой пролетает шмель: цифра 3 в нашем случае — это номер горизонтального ряда, а ее позиция относительно точки (6) указывает номер вертикального ряда. Операция выделения дробной части дает более наглядную форму координат (3— 06) — соответственно 3-я горизонталь. 6-я вертикаль. Индикация величин поддерживается в регистре X несколькими стрелками вверх. На индикаторе последовательно мерцают два числа: сначала положение шмеля в полете (высота полета и координаты), затем число маневров. выполненных шмелем. Один маневр — это перелет из клетки в клет-

Чтобы выполнить намеченную команду, регулятор надо переключать дважды: во время мерцания координат и затем во время мерцания количества выполненных маневров.

ШМЕЛЯ

I! Ill

План дома.

Перед началом игры сначала проектируется дом: рисуется его общий план или общий вид, затем вычерчиваются сечения на уровнях 1, 2 и 3 м, а также расположение продольных стен высотой 3 м. Следует обратить внимание, что кодировка продольных стен проводится для плана, повернутого на 90° и зеркально обращенного относительно исходного чертежа. При этом номера горизонтальных и вертикальных рядов меняются местами. Использовать такой

Мерцают вы

Мерцает коли

Длительность

Направление

сота и ко

чество манев

действия

полета

ординаты

ров

команды

Положение

регулятора

Вперед

ГРД

ГРД

До задней стены дома

Влево

Р

Р

До левой стены дома

Вправо

Г

Г

До правой стены дома

Назад

Р

Г

На одну клетку к фа

саду дома

Вверх

ГРД

Р

На 1 м вверх

Вниз

ГРД

Г

На 1 м вниз

Проход сквозь

продольную стену

Г

ГРД

На 1 клетку

Проход сквозь по

перечную стену

Г

р

На 1 клетку