Техника - молодёжи 1988-03, страница 65

Техника - молодёжи 1988-03, страница 65

■К 3-Й СТР. ОБЛОЖКИ-

Паруса и кринолины

Моды и пароходы... Казалось бы, что общего меж ними! Но попробуйте представить даму в платье стиля ампир, пытающуюся сесть в «Жигуленок». Да ведь даже воротник не влезет в дверку, не говоря уж о кринолине. Для таких платьев нужна карета. На худой конец дормез... Вышли у мужчин из моды фраки и цилиндры. Зато вошли в моду у женщин комбинезоны и шляпки, типа космических шлемов. В день завтрашний нам помогает заглянуть мода Зайцева. Что, какие ассоциации, впечатления быстротекущей жизни побуждают менять силуэт моды и дизайн машин! Предлагаю небольшое исследование. Относитесь к нему как хотите — хоть всерьез, хоть в шутку.

Формы дамских юбок и... парусов в различные исторические эпохи менялись в такт, почти синхронно, то расширяясь, то делаясь стройнее и уже. Трудно сказать, случайность это или закономерность. Разобраться в этом должны совместно историки техники и историки костюма, художники и инженеры... Впрочем, судя по эпиграфу, женщины сами задают тон подобным поискам.

Олег ИЛЬИН

парус прост и изящен. Он ниспадает с реи, как мягкая ткань хитона, и напоминает его по форме.

Эпоха «высокой парусности» в женском костюме, достигнув своего пика сразу после поражения «Непобедимой Армады», затем пошла на спад. Юбки сузились. Возможно, одной из причин послужило их слишком большое аэродинамическое сопротивление. Шутка ли: даже при средней силе ветра давление на юбку составляло до 20 кгс! Что хорошо для паруса — плохо для дам. Кринолины знатных особ удерживали пажи, карлицы и арапчата. Хуже приходилось модницам победнее...

Постепенно кринолин заметно похудел. Юбки шили колоколооб-разными, а их ширина стала относиться к росту как 1:2. Отношение размера головы к росту составило 1:8, ширины плеч к ширине юбки 1:1,1, а длины лифа к длине юбки приблизительно 1:3,5. Широкие рукава и плечи во многом напоминают очертания сегодняшних. В сочетании с расширяющейся книзу юбкой сам силуэт платья контрастировал с силуэтом женской

фигуры, однако, умело сочетая светлую гамму красок, модельеры того времени создавали даже некоторую воздушность наряда.

...Екатерина II поручила, как мы помним, своему фавориту Г. А. Потемкину строительство Черноморского флота для ведения торговли и борьбы с турками. В ночь на 7.7.1770 года этот флот под командованием Г. А. Спиридова и С. К. Грейга уничтожил блокированные в бухте Чесма турецкие корабли (правда, слава досталась другому фавориту Екатерины — А. Г. Орлову). Мы, конечно, не проводим прямых параллелей, но именно в этот период «парусность» юбок петербургских модниц была наибольшей (рис. 4—4).

Женские юбки к концу XVIII — началу XIX века стали намного уже. Дамы времен Великой французской революции носили слегка расклешенные книзу юбки и короткие лифы. А паруса? Их заставила «похудеть» революция техническая: в море вышли первые пароходы (рис. 5—5).

Однако в 1830—1860 годы вновь кринолины в моде. Круглые кри

нолины, как и раньше, делали из

ны с долевой нитью посередине каждого клина. После сшивания краев клиньев между собой к ним с изнанки пришивали ленты, под которые закладывались обручи. Их количество порой достигало пяти, нижний — у подола, верхний, примерно на 20 см ниже талии. Промежуток между этими обручами делили на количество оставшихся обручей. Длину обручей принимали на 20—25 см меньше длины окружности юбки. Этим достигалась пышность и необходимая прочность, уберегающая ткань юбки от деформации. По краям стальных обручей и между ними пришивали шнуры, подобно тому, как к парусам крепились рифы, гитовы и гордени. Регулируя шнуры, можно было варьировать полноту и длину юбки. От пояса до верхнего обруча кринолин делали из волосяной ткани — «волосянки» из конских волос, расположенных по косой линии. Это придавало ткани эластичность, создавало плавность обводов и необходимую упругость. Нижние хлопчатобумажные юбки также снабжались обручами, шнурами. Они оберегали дорогую ткань верхних юбок от вытягивания, неизбежного при крое по косой (когда линия обреза расположена под углом к утку и основе). Дело в том, что при растягивании ткани по линии основы или утка ее деформация практически незаметна, но стоит ткань потянуть по диагонали, и расстояние между основными и уточными нитями увеличивается, по краю образуется как бы волан.

Интересно то, что паруса столетиями кроили именно так. Парусина, сотканная из льняных, увы, сильно эластичных нитей, растягивалась по диагонали. В Америке, где со льном не густо, парусину делали из хлопка. Парусные мастера, опасаясь за крепость хлопчатобумажной ткани, располагали нити основы так, чтобы их направление соответствовало натяжению

Американский способ шитья парусов долгое время сосуществовал с европейским. Только в 1851 году во время парусных гонок вокруг острова Уайт была произведена объективная оценка тех и других парусов. Из Нью-Йорка пришла яхта «Америка» с хлопчатобумажными парусами, нити утка

63