Юный техник - для умелых рук 1973-04, страница 10

Юный техник - для умелых рук 1973-04, страница 10

отличали отложной, украшенный драгоценными камнями четырехугольный воротник, спускавшийся до середины спины, и длинные узкие ру;<ава, свободно свисавшие по бокам; руки продевались в специальные прорези под рукавами. Ичогда ручзза забрэсыза-лись за спину и щегольскч перекидывались один через другой, как шарф. Охабень носили только знатные люди.

Зимой и в особо торжественных случаях представители высших сословий надевали богато украшенные шубы. Поскольку считалось, что чем больше надето одежд, тем знатнее человек, на царских приемах бояре не снимали тяжелых шуб и высоких (в локоть высотой) меховых шапок. Шубы покрывались бархатом, сукном, атласом, парчой, подбивались пушистым мехом — беличьим, песцовым, куньим, бобровым, заячьим — и отвертывались широким наплечным воротником — шалью. Покроем шуба была похожа на охабень, только делалась длинной, до ступней, с разрезами по бокам — отчасти для удобства, отчасти для того, чтобы обнажить богато украшенные сапоги.

Сапоги носили люди разных сословий. Сапоги горожан были очень простой формы — они напоминали скорее кожаные мягкие чулки, подвязывавшиеся под коленом, а иногда еще и под икрой. Богатые сапоги делались из сафьяна, бархата, атласа желтого, черного, зеленого и красного цветов. Их было принято украшать золотыми и серебряными нашивками, жемчугом и драгоценными камнями. Спереди верх голенища был выше, чем сзади, и вырезался тупым углом или округло.

Очень органично с одеждой связывались головные уборы. Кроме высоких горлатных шапок, в старину существовало множество фасонов — одной из самых излюбленных была высокая островерхая шапка (25—30 см), отделанная меховым охолом (10—12 см). Ее носили с XI до конца XVII столетия. Верх шапок изготовлялся из дорогих цветных материй с шитьем и жемчугом. Крестьяне делали такие шапки из толстого сукна, посадские — из сукна или бархата (одноцветные, без украшений).

Мужчины гордились своей окладистой бородой, волосы же на голове стригли коротко или сбривали начисто, поэтому даже дома носили маленькую круглую бархатную шапочку — тафью. Люди победнее стригли свои волосы «под горшок» и на улице всегда появлялись в шапках.

Женский костюм состоял из рубашки свободного покроя, с круглым воротом, у которого излишек ткани собирался в сборки. Рубашка была длинной, с рукавами намного длиннее рук, собранными выше кисти в мелкие складки. Такая рубашка, перехваченная поясом, служила простым женщинам домашней одеждой. Шили ее из белого холста или полотна, женщины из боярских и купеческих семей — из шелка и тафты и украшали по вороту, подолу, краю руказов и швам вышивкой цветными шелками, серебром и золотом, а в богатом костюме—жемчугом и драгоценными камнями. Поверх рубашки надссеяи сарафан, присборенный

под лопатками и заметно расширяющийся книзу. Спереди — сверху донизу — сарафан украшала застежка из серебряных или медных, украшенных камнями пуговиц. Вдоль застежки, как и по подолу, шла отделка из золотого или серебряного позумента. Простые сарафаны шились из крашеной бязи, холста или набойки, богатые — из тафты, атласа, золотой и серебряной парчи. На сарафан было принято надевать душегрею, покроем напоминавшую сарафан, только длина ее была значительно короче— до бедра. На нее шли те же ткани, только делалась она на ватной подкладке или меху. Вместо нее женщины могли надевать длинную, до ступней, телогрею, шившуюся из плотных шелковых и шерстяных материй. Она делалась с длинными и узкими рукавами и застегивалась по всей длине. Пожалуй, самой красивой, самой сказочной одеждой был летник (рис. д), который шили из ярких тканей — бумажных, шелковых, шерстяных и парчовых. Летник надевался через голову — полы его не разрезались. Кроили его не очень длинным и заметно раскошенным книзу. Летник привлекает внимание покроем длинного и очень широкого в нижней части рукава, который украшался косо подкроенными нашивками из иного цвета и более тяжелой и дорогой ткани — чаще всего из бархата с золотыми или серебряными узорами и даже камнями. Могли быть такие, например, сочетания: красная шерсть с нашивками из синего шелка, голубой шелк с черным бархатом, зеленое сукно с багряным шелком и т. д. Летник, подбитый мехом, мог использоваться как шуба. Впрочем, сама женская шуба покроем своим повторяла летник — она тоже не разрезалась на полы, а делалась с небольшим разрезом на груди, застегивавшимся на пуговицу. Кроме того, такая шуба имела рукава до самого подола. Если шуба предназначалась для выходов, ее делали из тканных золотом бархата, атласа и дополняли круглым широким воротником из бобрового меха, причем мех специально чернился, чтобы оттенять белизну женского лица. Повседневная шуба была довольно скромной — из гладкого сукна белого, красного, желтого цветов.

В Древней Руси всякая женская одежда обязательно дополнялась головным убором — женщина не должна была показываться с непокрытыми волосами. Волосы собирались под небольшую оттяжную шелковую шапочку или под сетку из шелковых или золотых нитей, по краю которой спереди была расшита полоска материи. Сверху надевался убрус — длинное полотнище из белого шелка или тонкого полотна, вышитое по краям золотом, серебром и жемчугом. Убрус обвертывали вокруг головы, укладывая красивыми складками, а украшенные концы его свободно ниспадали на плечи. Убрус могла заменять так называемая кика — шапочка с чуть зауженным верхом из оклеенного атласом картона, украшенная спереди жемчугом и камнями, и свисающей на лоб сеткой больших жемчужин и металлических ззездочек.

Очень красив и наряден кокошник — головной убор с расширяющейся кверху тульей, закрывающей целиком волосы, и высоким очельем, отблески

вающим разноцветными шелками, би-серолл и жемчугом. В холодное время года носили меховые шапки цилиндрической формы («столбунцы») — узкие к голове и слегка расширяющиеся кверху или шапки с меховым околом и матерчатой круглой, конусообразной или цилиндрической тульей из бархата или атласа.

Девичьи прически и головные уборы отличались от женских. Волосы могли носить распущенными по плечам и слегка завитыми — такая прическа украшалась венцом с прикрепленными к нему нитями бус или жемчуга, спускавшимися по бокам до плеч, или лентой-перевязкой, вышитой цветными шелками и драгоценными камнями.

Волосы заплетали в косу, на конце украшавшуюся лентой или золотой кистью, а при нарядном костюме — золотой или серебряной пластиной, унизанной жемчугом.

Обувь в женском костюме, хотя одежда и шилась длинной, играла немаловажную роль. Женщины, как и мужчины, носили сапоги, но с короткими голенищами. Делались они из сафьяна, бархата, атласа и украшались богатой отделкой из камней, золота, серебра, причем вышивку располагали на носках, задниках и на верхней части. Сначала женская обувь делалась без каблуков, а с XVII века — на очень высоком каблуке.

Хотя женский костюм в целом отличался богатством, носительницы его не отказывались от ювелирных украшений. Женщины и девушки всех сословий надевали серьги — чаще всего это было ушное кольцо с одним большим камнем в середине. Так же широко были распространены перстни из разных металлов с узорами, чернью или драгоценным камнем. К числу женских украшений можно отнести браслеты из золотой проволоки и широкие ожерелья из бисера или жемчуга.

Костюм посадских женщин отличался в ochoghom не покроем, а качеством тканей и количеством украшений. Крестьянские женщины носили кок пезееднееное платье белую рубаху, подпоясанную тесьмой. В холодное время поверх надевалась одежда, похожая на мужской кафтан с длинными рукавами, а зимой — овчинная или суконная шуба. На голове — шапка из цветной материи или белая расшитая повязка.

Целый ряд художников воплотили в живописи и в театрально-декорационном искусстве образы и костюмы далекого прошлого: можно назвать картины В. Васнецова, его эскизы к опере «Снегурочка», произведения А. Рябушки-на, С. Иванова, иллюстрации к русским сказкам И. Билибина, театральные декорации и костюмы М. Врубеля к ;ере «Сказча о царе Салтане», «Снегурочка».

Многообразный мир жизнерадостной красочности дреснерусского костюма можно увидеть в книгах, посвященных этиал мастерам, в коллекциях книг, рисунков, эскизов театрального музея имени Бахрушина. И наконец, подлинные костюмы русской старины представлены в Историческом музее в Москве и многих краеведческих музеях страны.

К. СТЕПАНОВА, иснуссшвовед

10