Техника - молодёжи 1988-03, страница 66

Техника - молодёжи 1988-03, страница 66

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОЛОГИЯ И мы

О. Жолондковский — Сжигаем сто-

ПЕРЕСТРОИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

М. Казаков — Ставка на игру . 23 ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО—ЧЕЛОВЕК

«Галактика» и ее друзья .... 6

К 125-ЛЕТИЮ В. И. ВЕРНАДСКОГО . 8 НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ НАУКИ А. Рылов — Компьютеры в каждой

извилине.........18

Моделируется нервная система . 21 Короткое замыкание мозга ... 22 ЧЕЛОВЕК И НТП

A. Аруин — Правда дамского каблучка ...........26

Н. Николаева — Итальянцы в Орехове ...........29

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА «ТМ»

Н. Безбородов — Воздушный трейлер ...........30

B. Учватов — А что за рубежом? . 34

ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕРИЯ «ТМ» П. Веселое— Вездесущий «Стерегу-

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ

C. Романов — Автопринцесса . 38 АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ

И. Боечин — Неразгаданная тайна Арк

тики ...........40

Е. Марусяч — Где искать Н-209 . 41 В. Аккуратов — Пока — только версии............. 42

П. Колесников — «Дальний, академиче-

НАШ АРТИЛЛЕРИИСКИИ МУЗЕИ

B. Маликов — Безоткатки ... 46

ТЕХНИКА И СПОРТ

Н. Лазарева, В. Каплун — Только для

технарей и романтиков .... 48

ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА ... 52

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ

C. Логинов — Страж Перевала . 54

КЛУБ «ТМ»........58

КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР . . . 60

К 3-й СТР. ОБЛОЖКИ

О. Ильин — Паруса и кринолины . 62

ОБЛОЖКА ХУДОЖНИКОВ: 1-я «тр.— Н. Вечканова, 2-я стр.— Г. Гордеевой, 3-я стр.— В. Валуйских, 4-я стр.— Н. Коноплевой.

Поправка. В заметке «Нуль-критика фантастики?» (№ 2, с. 46) после «По мысли автора» пропущены слова «это

которых были направлены параллельно их свободному краю. По поводу этих гонок моряки долго рассказывали такой анекдот: королеве Виктории доложили, что первой достигла финиша ях.та «Америка». Она спросила с досадой:

— Чья же яхта вторая?

— Второй еще не видно, ваше величество...

С тех пор и по сей день ткань кроится так, чтобы нити утка были параллельны свободному краю паруса, испытывающему наибольшее

А ведь к такому виду кроя можно было бы прийти и раньше, если бы парусные мастера приглядывались к работе портных, которые всегда старались располагать крой по линиям утка и основы...

Однако наступал закат парусов и... кринолинов. Еще чайные клиперы (рис. 6—6) мчались под красно-бело-синими флагами Ост-Индской компании, обгоняя чадящие пароходы, но участь их была предрешена. В 1869 году открылся Суэцкий канал, в котором чайные клиперы уже не могли свободно маневрировать.

По иронии судьбы именно в это время, 22 ноября 1869 года, спустили со стапелей лучший из клиперов, получивший у Английского Ллойда регистрационное свидетельство на небывалый срок — 16 лет. Капитан Джон Уиллис задумал назвать клипер «Си-Уич» — «морская ведьма». Этот персонаж из шотландского эпоса и был вырезан из дерева для установки на княвдигед. Но неожиданно выяснилось: под таким названием уже плавает одно судно владелец ко

торого, так же как и Джон Уиллис, видимо, любил Роберта Бернса, воспевшего в поэме «Тэм О'Шен-тер» очаровательную ведьмочку в короткой рубашке. Отказаться от замысла и уже готовой скульптуры? А что, если назвать клипер просто «Катти Сарк» — «Короткая рубашка»? Так и поступили...

...В начале двадцатых годов нашего века мадам Вионе изобрела диагональный крой. Платья Вионе конструировала таким образом, что они облегали фигуру своих владелиц только под тяжестью самой ткани, образующей вертикальные растягивающие напряжения. Был еще один способ для усиления этого эффекта: в край подола платья зашивали свинцовую дробь. При расположении ткани под углом 45° к этим вертикальным нагрузкам, эффект облегания усиливался. Но вот вопрос: действительно ли мадам Вионе изобретательница диагонального кроя? Его ведь гораздо раньше пытались использовать «закройщики» парусов. Но такой крой придавал парусам ненужную мешковатость. А вот в портняжном деле он прижился. До сих пор модельеры прибегают к идеям мадемуазель Вионе. Так кроятся современные блузоны, юбки годэ, плащи-накидки.

А закончить этот экскурс в область парусов и кринолинов мне хочется старым изречением: нет ничего красивее танцующей женщины, скачущей лошади и клипера, идущего под всеми парусами.

P.S. Говорят, что в Англии снова входят в моду кринолины.

P.P.S. Судостроители снова конструируют парусные суда (рис.7—

7).

Главный редактор С. В. ЧУМАКОВ

Редколлегия: К. А. БОРИН. В. К. ГУРЬЯНОВ, Л. А. ЕВСЕЕВ (отв. секретарь), Б. С. КАШИН. А. А. ЛЕОНОВ, И. М. МАКАРОВ. В. В. МОСЯЙКИН, В. М. ОРЕЛ. В. Д. ПЕКЕЛИС, А. Н. ПЕРЕВОЗЧИКОВ (ред. отдела науки), А. М. ПЛИСКО. (ред. отдела рабочей молодежи и промышленности). М. Г. ПУХОВ (ред. омела научной фантастики). А. А. СПИРИДОНОВ (ред. отдела техники), В. А. ТАБОЛИН, А. А. ТЯП-КИН, Ю. Ф. ФИЛАТОВ (зам. гл. редактора). Н. А. ШИЛО, В. М. ЩЕРБАКОВ.

Издательско-полиграфическое объединение .. „°!.дела оформления ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия..

Н. К. Вечканов

Технический редактор Н. В. Вихрова Сдано в набор 08.01.88. Подп. в печ. 16.02.88.

Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Но- Т08613. Формат 84 X 108 /,,,. Печать офест-водмитровская, 5а. Телефоны: для справок — "ая. Усл. печ. л. 6,72. Усл. кр.-отт. 28,56. 285-16-87; отделов: науки — 285-88-01, Уч.-изд. л. 11. Тираж 1 600 000 экз. Зак. 285-88-80 и 285-89-80; техники - 285-88-24 310. Цена 40 коп. и 285-88-95; рабочей молодежи и промышленности — 285-88-48 и 285-88-45; научной Типография ордена Трудового Красного фантастики — 285-88-91; оформления — Знамени издательско-полиграфическогО 285-88-71 и 285-80-17; массовой работы и объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвар-писем — 285-89-07. дия». 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21.