Техника - молодёжи 1988-04, страница 42-загадки забытых цивилизации- е 1987 года на Миланском конгрессе востоковедов прозвучал сенсацион-й доклад профессора Р. Пешича из Бел-рада, посвященный славяно-этрусской письменности по материалам древнейших югославских памятников 3—4-го тыс. до н. э. Вскоре после конгресса Р. Пешич разыскал через корреспондента «Правды» В. Журавского советского исследователя В. Щербакова, с работами которого был знаком еще до Миланского форума. Одна из статей В. Щербакова, писателя и ученого, была опубликована в «ТМ» («Близкие и далекие этруски», № 5 за 1984 год). В своем письме югославский ученый особо выделяет новый метод расшифровки и перевода этрусских надписей, который разработан В. Щербаковым. Еще в прошлом веке Е. Классен и А. Чертков пытались ответить на вопрос о происхождении этрусского языка. Однако их переводы (всего несколько слов) оказались неверными. Сейчас работа продолжается на новом материале и другими методами. Разумеется, выводы В. Щербакова нельзя считать бесспорными, мы публикуем его статью в порядке дискуссии. Будет очень интересно, если вы, уважаемые читатели, выскажете свое мнение по затронутым вопросам. Сыны леопарда уходят на север Владимир ЩЕРБАКОВ. в произошли удивительные перемены. Сложилась, по существу, hoi хозяйства, резко возросла населения. Археологи тельства этих перемен на территории всей так называемой Черняховской культуры (названной по имени села Черня-хова, где найден первый памятник). Область Черняховской культуры на севере доходит до Припяти, на востоке — до Северского Донца, на юге — до Дуная, на западе — до хребтов Южных Карпат в центральной части современной Румынии. Памятники ее находят в непосредственной близости от античных городов Северного Причерноморья. Эта огромная территория во II веке оказалась вдруг вовлеченной в стремительный процесс развития. Все менялось лись ямы-зернохранилища, ротационные жернова и мукомольни, гончарные мастерские и горны. Заметно совершеннее событие: появление здесь дорогой серебряной и стеклянной утвари, огромного количества римских монет. Второе событие: начало интенсивного развития региона, то есть, по существу, формирование Черняховской культуры. Первое событие отмечено уже в первом веке, второе в своей развитой*форме относится к веку второму (так это было!). Появление римских монет предшествует формированию товарного сельского хозяйства во всем интересующем нас регионе Черняховской культуры. Дело, видимо, в массовом переселении на эти земли фракийцев с территорий, подвластных Риму, то есть из Дакии, Фракии. Мезии. Это согласуется с летот Летописец сообщав шли на Дунай и после этого расселились «по земле»: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозва- В 20-х годах эту культуру культурой римских влияний. Ведь зарождение ее совпадает по времени с захватом римлянами обширных областей к северу от Дуная, где была образована провинция Дакия. Влияние Рима налицо. Но каков его Ответить на этот вопрос поставив последовательность х событий на Волыни. Первое рых сели». (Перевод Д. С. Лихачева.) Упоминает летопись и об Иллирии, где славян якобы учил апостол Павел (Иллирия — область близ Фракии*. К дунайской южной прародине возводят историю русов московские ие-орики эпохи Ивана Грозного (в связи < отношениями с Византией). В созданной ими «Степенной книге» говорится о войне, которую вел против русов римский император Феодосий Великий (379—395). Какие источникревности попали в руки историков? Можно лишь гадать. Вот это место «Степенной книги»: «Еще же дреале и царь Феодосий Великий имяше брань с русскими вой; его же нин именем Иван Пустынник». Вполне возможно, что источник этот византийский. Тон сообщения явно сочувственный по отношению к императору Феодосию, признанному другу готов. Готы же совершили нашествие в то давнее время на территорию будущей Киевской Руси и Подунавья. Вполне понятно, готский вопрос не может после этого не заинтересовать слависта. В «Книге» указано самое раннее время действия русов, когда-либо зафиксированное письменными источниками. Именно здесь они прямо названы своим и* Историков порой не смущает дунайское происхождение многих док на берегах Днепра. Это прежде всего многочисленные фибулы — стежки для плащей (этот вид одеждь восточным славянам не был свойствен) Затем можно было бы обратить внимани на поясные наборы того же происхож дения, украшения, серебряные вещи Объяснить ко торговыми связями не представляет ся возможным. И в то же время тельно утвердиться в их дунайских ках и в дунайской прародине славян Отсутствие сколько-нибудь ных текстов, дошедших- из древности заставляет обратиться к другим никам. Это прежде всего личные имена фракийцев — легионеров или крестьян, иногда рабов. Они остались на надгробиях. Латиница на, греческие Мне довелось изучить около десяти тысяч дохристианских имен в связи с фракийской проблемой. Вот, например, фракийское имя Ди-жапор (Dizapor)- Вторая часть его повторяет известную славянскую форму «бор», она такая же, как в имени Рати-бор. Нужно лишь учесть приглушенное звучание согласных в древней речи, которое непосредственно, без учета правил позднейшего происхождения, передавалось на письме. Но если «бор», «пор» i стороне сражался Цижапор? 44
|