Техника - молодёжи 1988-04, страница 45

Техника - молодёжи 1988-04, страница 45

«капище» и этрусское

«жрец». Значит, капрас — ный леопард, которому слово леопард писалось «рас» и звучало так: «рос»; «рус». И поныне звучит во

хожего зверя — рыси. По-г «рыс», по-болгарски — «рис», по-бело-русски — «рыся». М. Фасмер производит «рысь» от слов «рыжий», «пятнистый». Но рысь, бесспорно, родственница леопарда-роса.

Но если леопарду поклонялись, если был культ леопарда, то где искать его истоки? Ответ, кажется, ясен, ведь именно в центральной Анатолии найден каменный леопард с надписью «капрас». Раскопки последних десятилетий позволили археологам найти истоки культа леопарда в древнейшем городе Чатал-Гююке, в центральном районе Малой Азии. Археологов восхитило мастерство древних художников. Рельефы леопардов следовали один за другим: целых сорок культурных слоев с изображением

этого города, возникшего в VII тысячелетии до н. э., то есть почти во времена легендарной Атлантиды Платона, поклонялись каменным леопардам-идолам. (Здесь же, в Малой Азии, зародился и культ Богини-Матери, подлокотники ее трона выполнены из камня в виде тех же леопардов.)

Люди, создавшие культ леопарда,— это поистине сыны леопарда. Можно, конечно, говорить о

I которых был этот странный корень, созвучный, как удалось показать, древнему имени леопарда. Конечно, в первую очередь это относится к этрус-кам-росенам с их оригинальными росписями, обнаруженными, например, в «Гробнице леопардов». Именно у этрус-ков-росенов леопард был в почете, хотя со времени первых обнаруженных в Анатолии изображений прошло пять-шесть тысячелетий. Не заговорит ли этрусский леопард? И он заговорил. Этот таинственный зверь изображен на надгробной стеле VI в. до н. э., которая ныне хранится в городском музее города Болоньи в Италии. Надгр^ие из района Чертозы изображает самку леопарда и ребенка. Зверь кормит ребенка. СюлАт напоминает о Капитолийской волчице. Но разница налицо — здесь, на этрусской стеле, ребенок один, а вместо волчицы — «зверь лютый». Леопард-рос прижал морду к земле, но он стоит на прямых лапах, ребенок же стоит на одном колене, подогнув другое.

Именно этот леопард из Чертозы, этрусский рос, и рассказал своим аллего

рическим языком об истории, предшествовавшей той, которая привела к созданию Рима. Леопард выкормил человеческого детеныша. Когда это произошло? У этрусков осталась легенда. Корни ее уходят, как уже сказано, в анатолийские древности. Чатал-Гююк — Троя — Фракия — Иллирия — Этрурия. Это и есть пояс, в котором расселились племена с именем «рос», «рус» или с таким корнем в своем имени. Их было

рельефах античного времени, во фракийских находках, на раскопках причерноморских городов.

Сыны леопарда. Как это доказать? Меня привлекли памятники культуры.

Фракийские и этрусские леопарды, и прежде всего леопард из Чертозы, открывают дорогу в мир древнейших представлений, который ведет свое начало от Чатал-Гююка седьмого тысячелетия до нашей эры и других малоазий-ских центров культуры. Пояс расселения сынов леопарда протянулся от Малой Азии до нынешней территории Италии, включая острова в Средиземном море и некоторые области Ближнего Востока. Этруски не только помнили древние предания, связанные с леопардом, но и сохранили обычай изображать этого зверя на надгробиях именно так, как он запечатлен для многих поколений в устных источниках. Леопард из Чертозы — мифический родоначальник племени росенов, но вместе с тем и древнейших племен

Фракийцы жили и в Малой Азии. Весь регион, населенный некогда индоевропейцами, говорил на близких друг другу языках. Правомерно и предположение о праязыке. Фригийское имя Парис перевода на современный русский не требует. Означает оно «борец».

Но можно ли найти среди фракийских племенных имен то, которое было передано нашим предкам? Да, это одрисы. Греческая буква «ипсилон» в этом племенном имени произносилась как современная «ю». Одрюсы. По законам лингвистики можно реконструировать вариант звучания «одрусы» или «одросы».

Од-русы. Это слово пришло к нам от греков. Так же, как и «этруски». Сами же этруски называли себя росенами, как об этом уже сказано выше. Самоназвание народа в этом случае говорит о главном, раскрывая его историю и мифологию. Мне удалось показать, что одрисы называли себя просто русами. Свидетельство тому — множество имен с корнем «рус» у соседних с одрисами племен. Так, у русских есть фамилия Мордвинов, которая дает возможность реконструировать название соседней народности — мордвы. А вот имена одрисов: Садок, Котис, Терес. Это имена одрисских царей. Отсюда имя былинного героя Садко, украинского Тараса («е» переходит в «о», как в паре имен Ксения — Оксана), дохристианские имена Котек, Котко, Ко-таш. На русских полотенцах прошлого века осталась вышивка, передающая две тысячи лет спустя те же фракийские сюжеты, которые характерны для одрисов. Русов прямо называют армянские источники, повествующие о войнах с Римом в I веке до н. э. (это и были одрисы).

Страна певцов Пиэрия дала миру Орфея, Тамира, Омира. По преданию, Орфей был фракийским царем. Царь одрисов Котис был поэтом. Одно из стихотворных произведений Овидия, сосланного Августом в начале нашей эры в Томы, в низовья Дуная, посвящено Ко-тису. Это поэтическое обращение к собрату-поэту. Но Котис и последний из фракийских певцов. Царство одрисов было уничтожено Римом. Образно говоря, Пиэрия замолчала. Замолчала, чтобы почти через тысячу лет голосами потомков повторить в Киеве и Новгоро-

Изображение леопарда, во многом подобное оставленному безвестными этрусскими мастерами, встречается и в гораздо более позднее время, спустя столетия. Заглавная буква «Р» из Остромирова евангелия и других книг сохранила сходство с изображением на каменном рельефе. Поразительно похож этрусский леопард — и изгибом туловища и поворотом морды — на леопарда, выцарапанного на отделочном растворе в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.

Инициал в Остромировом евангелии : букву «р». Первую букву в древ-леопарда (рос-рус).

47