Техника - молодёжи 1984-05, страница 49

Техника - молодёжи 1984-05, страница 49

? и "

I5 I

Пч*

Ifljl

щи

п й А 4

т01 (в

ааи 1)4*1

иидигшь силы росенов». Это соответствует и контексту. Некоторые исследователи — сторонники той точки зрения, что этруски не осознавали себя ни единым племенем, ни единым государством. Да, города этрусков — это скорее всего государства-полисы. Тем не менее этруски, основавшие двенадцатигра-дье, осознавали свое единство. У них существовал обычай вбивания гвоздя в стену храма (гвоздь по-этрусски «клувень» — «головень», потому что похож на головастика). Когда на стене храма не останется свободного места от вбитых гвоздей, народ этрусков, по их собственным поверьям, должен исчезнуть.

Тин — главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово «день». Соблазнительно выстроить цепочку: тин — дин — день. Да, звучание стало несколько иным, но смысл, кажется, понятен. И все же, если бы это был единичный случай, его пришлось бы с неизбежностью считать простой случайностью.

Римский энциклопедист Варрон считал, что римляне заимствовали у этрусков ритуал закладки городов. «Многие города Лация, — писал он, — основаны по этрусскому ритуалу, иначе говоря, упряжкой, состоящей из быка и коровы, которая двигалась слева направо, проводя борозду плугом... с целью сооружения рва и стены». Бык и корова должны были быть белого цвета, а плуг в этом случае изготовляется из меди (хотя этруски знали и железо). Бык и корова в священной упряжке дают повод вспомнить этрусскую богиню Уну. Ведь бык и корова символизировали как раз небесную пару — знакомого нам уже Тина и его супругу Уну, пару, которая охраняла город и приносила ему благополучие. На месте ворот будущего города жрец поднимал лемех плуга — только здесь в будущем люди могли беспрепятственно входить в город. В центре города копалась яма, в которую новые поселенцы бросали землю со старого места жительства и складывали дары урожая.

СЫНЫ ЛЕОПАРДА

Описывая битву русов с готами, безымянный автор «Влесовой книги» вспоминает священную птицу-божество: «И вот бьет крылами птица Матерь-Сва, потому что бор-мановие идут на них». Культ животных — наследие глубокой древности. Каждое германское племя имело свои особые значки — прикрепленные к палкам изображения животных, например, медведя, волка, быка. В битве их несли впереди войска или отряда. «Борма-новие» — дословно «люди-медведи», берсерки.

Древнейшие племена Восточной Атлантиды поклонялись леопарду. Леопард — быстрый, «рыскающий» зверь. Леопард-рыс дал позднее свое имя и похожему на него внешне зверю — рыси. Сыны леопарда называли себя сначала «ры-сици», «рысичи». Вариации этого самоназвания позднее, вероятно, образовали целый набор слов с тем же древним корнем. Быть может, к числу их относятся «росены», «русичи», «русы». Здесь открывается простор для догадок и поиска. Гласные в те времена звучали неотчетливо, неясно. В текстах их вообще иногда опускали. Еще и в наши дни есть языки, насчитывающие одну-единственную гласную. Чем дальше в глубь тысячелетий ведет вектор поиска, тем труднее разобраться с этими неуловимыми звуками и буквами. У предков викингов можно найти двойное звучание имени бога: Тор, Тур. Уместно вспомнить, что древней родиной викингов является анатолийское побережье и Причерноморье. Вождя викингов, приведшего свой народ в Скандинавию из Причерноморья, звали Одииом; после смерти его провозгласили богом. Хейердал вслед за Снорри Стурлу-соном считает, что причиной переселения послужила римская экспансия. Случилось это примерно в первом веке нашей эры. Автору этих строк довелось познакомиться с развалинами римской крепости близ Пицунды — наглядным свидетельством натиска Рима на восток.

Вернемся к этрускам, родственникам славян и дальним родственникам скандинавов.

Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, «на родину». Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов. Намек на это можно найти во «Влесовой книге».

Что именно дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, ростр и якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Этрусские кулачные бойцы участвовали в римских празднествах. Почти все, что этруски построили в Риме, римляне впоследствии определили эпитетом «величайший». Этрусская система каналов для отвода сточных вод и сегодня является частью городского хозяйства Рима. Этрусский щит, этрусское копье, этрусские доспехи надежно защищали Рим и Италию. Мюлештейн писал: «Этрурия — колыбель Рима. Рим — могила этрусков». Небезынтересно отметить, что этрусские пророки смогли точно предсказать время гибели Этрурии. Благодаря преемственности культур некоторые этрусские традиции живы до сего дня.

Отдельным образам этрусских мифов суждена была долгая жизнь. Сцена пира, изображенная на стенах этрусских домов, объединяет представления о жизни и смерти. В центре стола — покойник, хозяин дома, со страусовым яйцом в руке, символизирующим бессмертие. Пуи-пир сродни современному слову «бой». Пир, кровавый пир найдем в «Слове» именно в значении смертельной битвы. В одной из сказок А. С. Пушкина есть рифма «волна — вольна». Интуиция поэта поражает. Ведь этрусская «Воля синяя» прямо связана с «волной». Птица Сва, родственница отца неба Сварога, по-народному весело и непосредственно ожила в «Сказке о золотом петушке». А кот-баюн, голос которого разносится на несколько верст, олицетворяет грозовую тучу, и сила его восходит по родственной линии к леопарду и рыси.

Живой язык постоянно изменяется, за тысячелетия он далеко уходит от языка-предка. Только умерев, язык перестает меняться, и, к примеру, через три тысячи лет потомки с удивлением и недоверием вслушиваются в странные, так и не узнанные до конца созвучия.

47