Техника - молодёжи 1988-06, страница 27

Техника - молодёжи 1988-06, страница 27

райисполкома, то крытые склады для хранения химикатов и удобрений стоят уже во всех совхозах. В действительности же пока не построено ни одного. Впрочем, не совсем так. Совхоз «Просторы» затеял-таки строительство. Но оказалось, что под шумок вместо планировавшегося объекта соорудили... гараж. А минеральные удобрения так и хранятся в 100 м от речки, на возвышении.

— На Ханке предусмотрена двухкилометровая санитарная зона. Но разве может она быть чистой, если авиахимическая обработка полей проводится три-четыре раза в год? — возмущается санитарный работник рыбинспекции Н. Усова.— Мы бьем в колокола по инстанциям: запретите распыление ядохимикатов. Казалось бы, нам идут навстречу, но тут же крайисполком «в порядке исключения» разрешает совхозам авиаобработку.

По словам главврача Ханкай-ской санэпидемстанции А. Палю-кова, содержание ядохимикатов в воде, которую сбрасывают с рисовых чек обратно в озеро, в сотни раз превышает допустимую концентрацию. Следы гербицидов обнаружены не только в озере, но и в стеблях, листьях, наконец, зернах риса. Полу

чается своеобразный круговорот. Бумеранг, запущенный человеком, со зловещим свистом возвращается обратно.

Губят Ханку люди, у которых установка — «после нас хоть потоп». И к их числу я отношу не только бездарных инженеров, состряпавших «проект», не только равнодушных бюрократов, бросающих свое слово на ветер, не умеющих руководить, но и многих жителей — очевидцев, а то и участников этих безобразий. Ведь не «варяги-архаровцы» работают в прибрежных колхозах, не они сидят за рычагами тракторов, сыплют без веса удобрения, отравляющие речушки, текущие в озеро... Давно пора понять: именно от нас с вами, живущих на берегу озера или речки, впрямую зависит, сколь скоро такие преступные действия будут пресечены. Тем более, что журналистов на все «горячие» точки не хватит.

Из публикаций прессы видно — борьба за сохранение окружающей среды у нас ведется всевозрастающими темпами и кое-где даже одерживаются победы. Внушительный пример — приостановка работ по повороту сибирских рек. Значит, если навалиться всем миром, можно осилить любую проблему. Правда,

в этом ударном подходе проглядывают и тревожные нотки. Хорошо, взялись за Байкал — похоже, результаты будут, потом за Ладогу — есть сдвиги. Но если и дальше действовать так, по принципу очередной кампании, когда же дело дойдет до тех речек и речушек, озер и прудов, которые и на карте зачастую не обозначены? О которых не то что центральная пресса — живущие за полсотни километров не слышали. Да пока их высветит «Прожектор перестройки», спасать будет нечего. И хотя сосредоточена в Байкале половина всех запасов пресной воды, друга я-то половина содержится в небольших водоемах. Сохраним крупнейшее в мире естественное водохранилище и в то же время позволим загубить водоемы поменьше — проку от такой виктории не видать.

Так что оторвем глаз от очерков и статей, повествующих о баталиях вокруг того или иного уникального гиганта, и оглядимся вокруг. А что под боком делается?

Удивительно красивы на Ханке закаты И даже не подозреваешь, что в ее беззащитное тело беспрерывно, в огромных дозах вводятся инъекции ядохимикатов.

Подобных мест на озере можно сыскать десятки. По трубам, под давлением либо самотеком, по руслам ручьев и речушек скатываются в него отходы цивилизации. Словно не понимает чел&век, что в природе все замкнуто в единый цикл. А ведь у Ханки нет ресурсов для быстрого восстановления, (слева и внизу).

25