Техника - молодёжи 1988-06, страница 26

Техника - молодёжи 1988-06, страница 26

ПРИРОДА И МЫ

И чеки

Алексей РАСПУТНЫЙ.

корр. газеты «Тихоокеанский

комсомолец»,

г. Владивосток

Страшную картину летом прошлого года обнаружили работники рыбоохраны в магистральном и отводном каналах рисовой системы имени 50-летия СССР у озера Ханка: на площади 48 тыс. кв. м плавала погибшая рыба: сазан, карась, сом, верхогляд... Она была варварски убита ядохимикатом «ордрам», которым обрабатывались поля совхоза. Может, единичный это случай и нечего из «мухи» делать «слона»? Если бы так..

Вернувшись из командировки, я решил написать статью в защиту Ханки. Благо фактов набралось сверх всякой меры. Сел за письменный стол, достал пачку газетных вырезок — досье по вопросам экологии. Загрязнение Байкала, сточные воды, «выстреленные» Череповецким металлургическим комбинатом по Рыбинскому водохранилищу, промышленные стоки в Ладоге, Онеге, загубленные малые реки...

И равнодушие, равнодушие, черной тенью витающее над всеми этими трагедиями. Именно оно привело к тому, что многие водоемы страны находятся в печальном состоянии. Читал и перечитывал вырезки об экологических драмах, называющихся в самых разных уголках страны, а казалось, что в них речь идет об озере Ханка — настолько разительно совпадали ситуации. А его история такова.

Два десятилетия назад было принято решение освоить прилегающую к озеру низменность и соорудить рисовые поля (чеки). Стройку даже объявили Всесоюзной ударной комсомольской, в мелиорацию вложили огромные деньги.

Но вот прошли годы, и, нисколько не умаляя энтузиазма и заслуг работавшей здесь молодежи, приходится констатировать: скорее горечь, нежели гордость вызывают построенные системы. Парадоксально, но факт: они устарели прежде, чем были построены. Озеро бралось

в воду

в расчет только как источник бесплатных ресурсов.

Выписка из БСЭ: «Ханка — озеро... на границе с Китаем. ...Ширина 70 км. Глубина до 10 м. Водится рыба. Площадь, в зависимости от высоты уровня, 4000—4400 кв. км... По берегам много озер, отделенных от X. наносами: наибольшие из них — Малая Ханка, на сев. берегу длина 35 км, ширина 3—10 км».

Солидный «потенциал», есть где развернуться. Наверное, поэтому и не ломали голову горе проектировщики, считая, что Ханка «выдюжит» все. Иначе как объяснить, что, например, рыбозащита на рисовых системах — обычная сеть, которая перегораживает канал перед насосной станцией, да и то не везде. Уже не раз глохли насосы на Вла-димиро-Петровской станции, причина — в них попадала крупная рыба.

— Но даже если и есть сетка, то для мальков она — не преграда, слишком крупные у нее ячеи. Тысячами насос втягивает в себя молодь...— говорит начальник контрольно-наблюдательного пункта станции Ханкайской рыбинспекции Н. Фигурина.

Но и участь тех, которым удастся миновать «мясорубку», незавидна. Они выплескиваются на поля вместе с водой. Каждый год голубые патрули — пионеры из местных школ — проводят операции по их спасению. По колено в грязи мальчишки и девчонки собирают мальков в ведра из луж и ям, чтобы потом вернуть в озеро.

Но много ли спасешь рыбы таким примитивным способом? Территория, занимаемая чеками, огромна, даже при горячем желании все ямы обойти ребятам не под силу. А главное — мальки забиваются в многочисленные дренажные трубы, по нескольку тысяч в каждую. Оттуда их можно только откачать, но такой техники нет. Вот и выходит, что после того, как на поля внесут ядохимикаты, практически всю молодь ожидает гибель.

Далеко не из приятных занятий — наблюдать за озером в те минуты, когда из него закачивают воду в рисовые системы. Так и кажется,

что Ханка прямо на глазах уменьшается. Трудятся могучие насосы, мощностью по нескольку тысяч лошадиных сил каждый, щедро снабжают водой широкие поля. И если подняться в это время на самолете, то можно увидеть, как рядом с озером появляется еще одна водная поверхность, едва ли не большая по размерам. Значит, и испарение увеличивается в несколько раз.

Чего ж удивляться, если за последние 10—15 лет озеро сильно обмелело Оно, как тревожно подчеркивают ученые, не тот водоем, который готов к быстрому самовосста-

новлению — крупных источников, питающих его, в округе нет. А небольшие речушки, что несут свои воды в озеро, сегодня скорее загрязняют его, чем пополняют. Похоже, «сотворившие» проект об этом и не задумывались.

Зададимся вопросом: сегодня, в ходе перестройки, что делается для спасения озера?

Если почитать документы, то перемены как бы налицо. Есть решение Ханкайского райисполкома, в котором побережье отнесено к государственным памятникам природы местного значения. Есть постановление крайисполкома «О мерах по охране и рациональному использованию природных ресурсов озера Ханка», которым крайагропрому, Главдальводстрою, Союздальгип-рорису и ряду других организаций вменено в обязанность уже в ближайшее время начать целый комплекс спасательных мероприятий. А именно: приступить к внедрению на полевых системах замкнутого во-дооборота, строго соблюдать технологию выращивания риса, освоить правильный севооборот и т. д.

Все вроде хорошо, осталось принятое выполнять. И оно выполняется... только наоборот.

Например, если верить сведениям

24