Техника - молодёжи 1988-06, страница 4Поэт цеха мастеровыхНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Александр ПЕРЕВОЗЧИКОВ, наш спец. корр. В 1987 году Государственная премия СССР была присуждена артисту Владимиру Семеновичу Высоцкому и слесарю Николаю Михайловичу Богословскому. Одному — за роль Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен, другому — как передовику социалистического соревнования за выдающиеся успехи в труде. Может быть, подобное сопоставление имен покажется кое-кому надуманным, но вот что, как мне представляется, роднит эти две столь несхожие личности: мастерового цеха поэтического и поэта цеха мастеровых. Еще пару лет назад нельзя было и вообще представить, что творчество самодеятельного конструктора к официально непризнанного поэта, то есть, в сущности, тоже самодеятельного, приобретших популярность вопреки мнению экспертов и критиков, может быть отмечено престижной премией. О жизненном пути В. С. Высоцкого, о непростой его судьбе в дни его 50-летия было сказано и написано немало, ио, увы, посмертно. Рассказ о Н. М. Богословском, к счастью, прижизненный, я хочу предложить вниманию читателей. Познакомились мы лет шесть назад, когда Н. Богословский, прочитав в «ТМ» за 1982 год мой очерк об изобретателе О. Кашарове и придуманном им «каша-роходе», поспешил в редакцию со своей моделью машины для бездорожья. Накануне он получил «черный угол» — так в обиходе называют отказное решение Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий — и, раздосадованный, стал горячо уговаривать меня в соавторы. («Идеи мои, а «пробивать» будете вы».) В очерке «Почему не трудятся машины Богословского» («ТМ» № 5 за 1984 г.) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! jjaxHuka 6 Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ Издается с июля 1933 года я эту сцену «вербовки» описал было... да редактор убрал ее («нечего компрометировать человека!»), оставив лишь описание идеи. Впрочем, даже лучше вышло: «косяком» пошли читательские отклики. Нет, на невнимание общественности Николай Михайлович не жалуется. Еще в 1963 году вышла брошюра «Электронные друзья Богословского» — после того, как электромузыкальный аппарат его конструкции побывал на радиовыставке в Москве. На страницах местной, а потом и центральной печати рассказывалось о его многочисленных изобретениях — от кухонных автоматов и автомобилей до музыкального синтезатора и инвалидной коляски. Несколько раз ему и его разработкам посвящались сюжеты в популярной телепередаче «Это вы можете». Найти Николая Михайловича в Ялте можно, как говорится, запросто, без адреса. Первый же встречный направил к облупленной пятиэтажке на круто взбирающейся в гору улице Дзержинского. «Крайний подъезд, последний этаж». Улица — «в курсе», здесь не только знают изобретателя в лицо, но и осведомлены о том, чем он сейчас занят. Николай Михайлович усаживает меня за стол, предварительно освободив его от бумаг, а минут через пять уже потчует — с пылу с жару — блинчиками, приготовленными, разумеется, с помощью знаменитого электронного повара-автомата. Оглядываю тесную однокомнатную квартиру с маленькой лоджией, сплошь заставленную машинами и деталями, заваленную чертежами и письмами. Обстановка — спартанская. Стол, кровать, полки с книгами и даже «стенка» самодельная. Как-никак первая, полученная еще в детском доме, специальность — краснодеревщик. Между тем аппетитно шипит тесто, выпускаемое из дозатора на сковородку. Обжаренное с одной стороны, оно ловко переворачивается механической лопаткой блинопека. Еще минута — и зарумянившийся блинчик падает на поднос. — Николай Михайлович,— спросил я.— Как вы узнаете: за какие машины вам следует браться, а за какие нет? — Есть конструкции, которые я безо всяких чертежей и кульманов вижу сразу,— отвечает он.— Словно на голограмме — все до мельчайших подробностей. На днях земляк и^ Массандры и, кстати, знаменитый в Крыму виноградарь прислал письмо. Жалуется, что во время массовой обрезки лозы он до кровавых мозолей натирает секатором руку. Неужели мы,— продолжает хозяин,— комету в двухстах миллионах километ ров от Земли сфотографировать можем, а облегчить обрезку винограда на земле никак нам не по силам? И тут же набрасывает схему гравитационного секатора. — Работает не рука — масса всего тела,— поясняет, резко чиркая карандашом.— Наступаешь на привод ногой — секатор щелк, ветка долой. Здесь — рычаг, тут — передающее звено, а это сам секач. Нажал — отрезал. Довольно простая конструкция. — На изобретение потянет? — Пустяк,— отмахивается он.— Есть вещи и посерьезнее. И показал мне солидный чемодан, набитый чертежами. — Чемодан идей? — Скорее «гроб» идей,— мрачно отшутился он.— Большинство проектов устарело. Часть пока еще актуальна. Остальные устареют в ближайшем будущем. Только теперь, наверное, по контрасту с пухлой грудой «чертежей», замечаю аккуратно сложенную стопку авторских свидетельств — около десятка. — Сухой остаток? -— Очень сухой,— соглашается он. Зазвонил телефон. — Мы же договорились за пятнадцать... Ну и на том спасибо. Вечером зайду... а с деньгами до среды обождешь? На другом конце провода, по-видимому, согласились. Николай Михайлович обрадовался, поделился со мной: достал какой-то редкий движок для нового варианта коляски. А вообще-то основную часть материалов для своих поделок он отыскивает на свалке. Зарплаты слесаря на многое ли хватит. Вот эта нержавейка, которой облицована «Лампа»,— от бака стиральной машины. Моторчик — от списанного кассового аппарата. Ну и т. д. — Николай Михайлович, а почему вы кухонный автомат «Лампой» назвали? — В шутку,— улыбнулся он.— Представьте голодного мужика, скажем, меня, который впотьмах бродит по кухне, шарит по шкафчикам в поисках какой-нибудь еды. Теперь, когда есть «Лампа», такого не случится. Она освещает путь желудку! — Когда вы стали изобретать? — спрашиваю я. — В войну,— говорит он.— Лишился родителей, крова над головой, мечтал быть сыном полка, а стал воспитанником детского дома. Так что я — человек казенный. На многие годы детский дом в Едро-ве, что иа Валдае, стал его родным. Учили © «Техника—молодежи», 1988 г. |