Техника - молодёжи 1988-06, страница 7

Техника - молодёжи 1988-06, страница 7

тинском комбинате, питания накопилось шесть (!) неоплаченных его рационализаторских предложений. В трудовую книжку Богословского годами не вносили записи о наградах, заслугах, почетных званиях. Понадобилось вмешательство местного и областного советов ВОИР, чтобы восстановить справедливость. Никогда, ни в чем не искал он материальной выгоды для себя. Творчество поглощало его с головой. Да и времени-то не было подумать ни о чем, кроме работы. К вещам, комфорту, развлечениям с детдомовских лет безразличен, не помнит даже, в каком году в последний раз ходил в кино! Он еще мог вынести пренебрежительное отношение к себе, привык и к не такому, но вытерпеть неуважительное отношение к своей работе? А тут еще недобрые чьи-то уста распустили по городу слушок, что Богословский состоит — где бы думали? — в секте. Николай Михайлович, узнав об этом, только плечами пожал: «Не в секте, а в секции спелеологов и горноспасателей. И давно. Больше двадцати лет...»

Что и говорить, много существует способов осадить неугомонного изобретателя: и навязать соавторство, и по судам затаскать, а не обломается, так и вовсе вытолкнуть из соавторского коллектива. Или, скажем, ярлык сектанта приклеить. Все это пришлось в полной мере испытать Николаю Михайловичу. Зная обстоятельства его жизии, остается только диву даваться: как мог он все это выдержать? Ведь сколько раз бывало: построит новатор новую машину, пытается ее внедрить или хотя бы протолкнуть... Одержимый идеей, не может ни бросить на полдороге нереализован

ную задумку, ни вперед двинуться, к новым замыслам. Толчется годами на месте. Зацикливается.

Богословский мне казался человеком иным. Он и в тупиковом, безвыходном, казалось бы, для себя положении продолжал творить, пробовал одно, другое, останавливался на третьем — самом выигрышном. Победить в одиночку бюрократов, приспособленцев, прилипал, конечно, не мог, кое-где отступал ради «тактики и стратегии», но уж и побежденным его считать никак нельзя. Ведь что ии говорите, а талант — это в первую очередь характер. Он дает знать о себе самым неожиданным образом.

И вдруг — случилось неизбежное: надломился человек. Он мне сказал: «Это все. Я больше не играю в эти игры. Я ухожу. Куда? Меня везде возьмут». И подал заявление, которое мгновенно было подписано его руководством.

Может показаться невероятным, но Богословский так и не смог устроиться. Ни на киностудию модельщиком (раньше звали), ни даже иа СЮТ (куда тоже приглашали).

Шло время, он оставался без работы. Его, похоже, решили «проучить». Между тем назревал серьезный скандал. Еще бы — вручать Государственную премию безработному?! Конфликт разрешился после вмешательства представителя областного совета ВОИР, при поддержке обкома партии. Богословского вновь приняли на прежнюю работу.

Красочный плакат «Поздравляем» и вырезку из газеты «Правда» со списком лауреатов Государственной премии СССР, вывешенные на стенде объявле

ний в комбинате питания накануне Ноябрьских праздников, Богословский уже не увидел. С 1 ноября 1987 года он работает в новой Научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской лаборатории ВНИИ торгового машиностроения. Небезынтересна такая деталь. Инициатором ее создания выступил директор этого института Н. И. Иванов, давно с участием следивший, в основном по страницам газет и журналов, за мытарствами ялтинского изобретателя. Реально помочь талантливому человеку он смог буквально на другой день после принятия знаменательного постановления № 157 ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного научно-технического творчества»; в штабе отрасли пробил штаты и фонды «специально под идеи Богословского». Заместитель министра, подписавший приказ, колебался недолго — ои тоже был наслышан о Богословском, тем более что накануне Минторг СССР совместно с республиканским министерством выдвинули Богословского на соискание Госпремии.

От должности руководителя лаборатории Богословский отказался: «Изобретать куда интереснее!» Сегодня он по-прежнему работает слесарем, но уже в своей лаборатории. Сейчас со своими молодыми помощниками заканчивает сборку первой машины, готовит ее к отправке в институт. Из пресловутого «чемодана идей» в перспективный план работы лаборатории кое-что попало.

Это, конечно, правильно. Идеи, особенно хорошие, должны работать. А не лежать в чемодане.

ЗА БИТОГО — ДВУХ НЕБИТЫХ... На

рыбозаводах условия для мальков прекрасные: чистая, в меру теплая, насыщенная кислородом вода, дозированный корм. Врагов нет. А вот это и плохо. После такого счастливого детства рыбам и птицам поймать беспечных мальков проще простого. По подсчетам ихтиологов, «искусственников» гибнет куда больше, чем родившихся на природе

В институте Севрыбниипроект решили помочь малькам выработать условный оборонительный рефлекс до того, как они покинут искусственную заводь, и изобрели для этой цели тренажер, в котором действуют передвижные электрифицированные муляжи хищников. В момент встречи с ними молодь бьет слабый, совершенно безопасный, но весьма неприятный разряд электрического тока. Мальки постепенно умнеют и, завидя хищника, быстро покидают опасную зону.

ПОД РАЗВОДНЫМИ МОСТАМИ.

Стареют мосты над Невою. Ведет профилактические осмотры, техническое обслуживание и ремонт специальная служба. Но как подобраться к деталям

и механизмам разводного моста со стороны воды? Не городить же каждый раз подвесные подмости...

В Центральном технико-конструктор-ском бюро Министерства речного флота РСФСР создали для ремонта разводных мостов специальное судно. Ши

рокое и плоское — на воде оно очень устойчиво. На палубе смонтирован па-раллелограммный механизм, состоящий из шарнирно соединенных стержней и гидроцилиндров, который поднимает монтажную площадку с работающими.

5