Техника - молодёжи 1988-06, страница 63

Техника - молодёжи 1988-06, страница 63

*

Однажды...

Сначала

расчисти конюшни...

Когда в 1909 году морским министром России был назначен С. А. Воеводский, он сразу же образовал под личным свонм председательством многолюдную (более 30 человек) комиссию из начальников разного ранга. Задачей ее была определена выработка нового «Наказа» по управлению морским министерством. Комиссия заседала часа по четыре квждую неделю. Прошли многие месяцы, ио дело не сдвинулось с места, все ограничивалось пустыми разговорами. Наконец, на очередном заседа

нии известный русский флотоводец, командующий Балтийским флотом, адмирал Н. О. Эссен (I860—1915), не вытерпев, попросил слова:

— Ваше высокопревосходительство, ничего путного из ваших проектов не выйдет, пока вместо настоящих людей будет такой навоз, как все ваши чиновники.

— Но, Николай Оттович, среди присутствующих...— промямлил огорошенный министр.

— Да я, ваше высокопревосходительство, говорю не только о тех, у которых узкие погоны на плечах (гражданские чины), а и о тех, которые носят широкие погоны (военные).

Воеводский поспешил закрыть заседание, опасаясь, что Эссен, годами не сходивший с палубы кораблей, прибегнет к более сильным выражениям.

Что нужно, кроме закваски

Имя П. Ф. Папковича (1887— 1946), члена-корреспондеита АН СССР, инженера-коитр-адмира-ла, известно ныне каждому кораблестроителю как имя автора фундаментального курса «Строительная механика корабля» — труда, не знающего себе аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе. Но мало кто знает, что великолепный теоретик, тончайший знаток теории упругости начинал свою деятельность как инженер и конструктор, непосредственно участвуя в строительстве знаменитых русских линкоров типа «Севастополь».

Любопытно, что главным делом своей жизии Петр Федорович занялся едва ли не случайно. Начав преподавать в Петроградском политехническом институте с 1916 года, он специализировался на теории корабля, в то время как строительную механику вели там сначала И. Г. Бубнов, а потом С. П. Тимошенко. Но после того, как последний эмигрировал, в институте открылась вакансия. Пап-ковичу волей-неволей пришлось освоить новую для него дисцип

лину. В 1920 году академик А. Н. Крылов привлек Петра Федоровича к преподаванию строительной механики корабля в Военно-морской академии, где он проработал до самой смерти, став крупнейшим мировым авторитетом в избранной им области.

«Ученым Петр Федорович был очень содержательным и глубоким,— говорит известный советский специалист в области механики академик В. В. Новожилов.— Его лучшим достижением

Досье эрудита

«Об употреблении ракет»

В начале октября 1854 года среди офицеров-артиллеристов Южной армии в Крыму возникла идея: создать в просветительских целях военный журнал. Инициатором этого был подпоручик Лев Николаевич Толстой.

Группа офицеров, в том числе и Толстой, обратилась с докладной запиской, излагавшей цель издания и его программу, к командующему Южиой армией князю М. Д. Горчакову. Они просили «одобрить задуманный журнал» и исходатайствовать иа эту затею «высочайшее императорское соизволение».

К записке прилагался пробный номер «Военного листка» — так было решено назвать журнал. В одном из документов, связанных с журнвлом, упоминаются «статьи о ракетах — новоизобретенном зажигательном заряде...». Речь шла о русских ракетах, которые запускали при осаде турецкой крепости Сили-стрин с 29 мая по 10 июня 1854 года. Изобретателем их был известный русский деятель в области артиллерии и автоматики полковник Константин Иванович Константинов. Ракеты первоначально изготовлялись в мастерских при Петербургском ракетном заведении, которое он возглавлял.

Лев Николаевич во время оса

ды Силистрии состоял офицером для особых поручений при начальнике артиллерийских войск Южиой группы генерале Серж-путовском и наблюдал за действиями ракетной команды.

Задуманный им и его товарищами журнал, к сожалению, ие увидел света: Николай I отказал в издании «Военного листка». А автором материала «Об употреблении ракет» был друг и сослуживец Л. Н. Толстого штабс-капитан Л. Ф. Балюзек. Толстой, на правах будущего главного редактора «Военного листка», провел правку материала, начав его так: «Боевые ракеты, долгое время остававшиеся в забвении, в последние годы обратили на себя внимание во всех европейских государст вах.. Это приводит к заключению, что впоследствии ракеты будут составлять весьма важное оружие...»

Л. ДАНИЛОВ Ленинградская обл.

Читая классиков

Славнал «Тамань»

У известного русского поэта Я. П. Полонского (1819—1898) есть стихотворение «Качка в бурю».

Гром и шум. Корабль качает: Море темное кипит; Ветер парус обрывает

И в снастях свистит.

Помрачился свод небесный, И, вверяясь кораблю, Я дремлю в каюте тесной..

Закачало — сплю.

Обычно нелегко бывает установить, какие реальные события послужили материалом для тех или иных поэтических строк. Но в данном случае нет необходимости гадать, где, когда и при каких обстоятельствах почерпнул Полонский эти впечатления. В конце своего стихотворения ои сам точно ответил на все эти вопросы, написав: «Пароход «Тамань». Сентябрь 1850»... Выходит, поэт был пассажиром в одном из первых рейсов «Тамани» — парохода, с которым связаны многие славные имена русской истории.

В 1847 году кавказский наместник М. С. Воронцов — герой

войны 1812 года, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, а также известный как недруг А. С. Пушкина,— обратился к командующему Черноморским флотом адмиралу М. П. Лазареву (1788—1851) с предложением заказать в Англии два железных парохода для линии Одесса — Редут-кале. Лазарев поручил находившемуся в то время в Англии капитану 1-го ранга В. А. Корнилову (1806—1854) ^ будущему герою Севастопольской обороны — выяснить возможность постройки таких пароходов. И уже осенью того же года Николай I дал разрешение на размещение заказа.

Первый пароход — «Эльбо-рус» — был заказан фирме Ч. Мера, второй — «Тамань» — знаменитому в то время парохо-достроителю Т. Дичбурну. Это был двухтрубный пароход водоизмещением 573 т, длиной между перпендикулярами 53,3 м и шириной 7,9 м. В его каютах могло размещаться 70 пассажиров, из них 15 — третьего класса. Две машины с качающимися цилиндрами суммарной мощностью около 750 л. с. сообщали пароходу скорость до 16 узлов.

1 ноября 1848 года «Тамань» была спущена на воду, в мае 1849-го прошла испытания на Темзе, а 26 августа пришла в Одессу и начала работать на самой протяженной черноморской линии, где одним из ее первых пассажиров и стал Полонский.